Сергей Рахманинов. "Всенощное бдение"
1. Приидите, поклонимся
2. Благослови, душе моя, Господа (греческого распева)
3. Блажен муж
4. Свете Тихий (киевского распева)
5. Ныне отпущаеши (киевского распева)
6. Богородице Дево, Радуйся
7. Шестопсалмие [Слава в Вышних Богу]
8. Хвалите Имя Господне (знаменного распева)
9. Благословен еси, господи (знаменного распева)
10. Воскресение Христово видевше
11. Величит душа Моя Господа
12. Славословие великое (знаменного распева) [Слава в Вышних Богу]
13. Тропарь «Днесь Спасенье Миру» (знаменного распева)
14. Тропарь «Воскрес из Гроба»
15. Взбранной Воеводе (греческого распева)
Художественный мир национальной старины, исконные традиции русской жизни обладали для Рахманинова особым поэтическим обаянием, они питали его самосознание и чувство русского человека, русского музыканта. Большое воздействие на композитора оказали детские новгородские впечатления, влияние бабушки С.А.Бутаковой, твёрдо державшейся традиционного бытового уклада, воспитавшей в своём внуке тёплое, как бы родственное чувство к старинному церковному пению, к «музыке» русских колоколов, которую он с такой любовью воспроизводил в своих сочинениях. Несомненно, Рахманинов опирался здесь и на своих предшественников, не раз обращавшихся к художественному воссозданию различных видов традиционного певческого искусства.
Важное значение имело здесь и широкое национальное движение – «Новое русское возрождение» - как назвал его Александр Блок, - в различных областях русской художественной культуры на рубеже ХІХ-ХХ веков. В этом русле возникли и хоровые циклы Рахманинова.
«Всенощное бдение» - это композиция из пятнадцати песнопений. Десять построены на различных вариантах знаменного распева, пять (№№1, 3, 6, 10, 11) написаны Рахманиновым на собственные темы. Композитор всюду придерживался стилистики древнерусской певческой традиции, оттеняя моменты связи с фольклором. В цикле переплетаются лирика, эпос и драма, элементы философского размышления, картинности, сюжетного действия.
Вступительный номер «Приидите, поклонимся» - хоровой призыв, отмеченный чертами архаики. Параллельное движение голосов аккордами производит впечатление как бы «утолщённого» унисона, диссонирующие, «неправильные» созвучия, неодинаковые по протяжённости словесные и мелодические строки вызывают ощущение первозданности, «неупорядоченной» музыкально-поэтической речи.
Следующие пять номеров цикла образуют его первую часть – Вечерню. В ней преобладают небольшие разделы, лирические по выражению, наделённые чертами жанровости. Подобно умиротворённм колыбельным звучат песнопения «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», «Богородице, Дево, Радуйся». Оттенок колыбельности есть и в сочинённом на собственную тему «Блажен муж». В музыке всюду разлит мягкий свет (его образ – метафора истины), изредка из его глубины возникают яркие звукоцветовые «пятна», подобные нимбу (№4). Введение солирующей партии тенора придаёт музыке особенно проникновенный характер. Мягкая лиричность, «вечерний» поэтический колорит свойственны и повествовательному «Благослови, душе моя». Временами в музыке возникают изобразительные моменты.
Вторая часть цикла – Утреня. Её центр – шесть песнопений (№7 – 12). В них выступает эпическое начало, музыкальное письмо становится фресковым, композиции укрупняются. Таковы песнопения «Хвалите Имя Господне» и «Воскресение Христово видевше». Они построены на суровых, ритмически энергичных напевах. Своеобразным фрагментом духовной оратории предстаёт один из самых оригинальных номеров цикла – «Благословен еси Господи». Тема, написанная композитором а основе знаменных интонаций, позднее была им введена в финал «Симфонических танцев», где зазвучала с устрашающей стихийной мощью. Центральный раздел Утрени обрамляется двумя песнопениями, в их основу взята одна знаменная мелодия «Слава в Вышних Богу». «Славословие великое» - самая грандиозная музыкальная фреска всего цикла. В монументальном музыкальном полотне чередуются разнохарактерные контрастные эпизоды.
Последние три номера (№13 – 15) воспринимаются как финал цикла. Здесь представлены камерно-лирический вид песнопения, типичный для вечерни, и композиции крупные, характерные ля Утрени. Но, в отличие от предшествующего, они имеют «инструментально-симфонизированный» облик, хор в них используется как однородный оркестровый состав. Не случайны и моменты сходства со Второй и Третьей рахманиновскими симфониями.