«ПЕСНОПЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА. ВРЕМЯ ПОКАЯНИЯ»
заслуженный коллектив Республики Беларусь
Государственная академическая хоровая капелла Республики Беларусь им. Г.Ширмы
Главный дирижёр – Ольга Янум
Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь
Главный дирижёр – народный артист Беларуси Александр Анисимов
Дирижёр – Юрий Караваев
лауреат международных конкурсов и фестивалей
Митрополичий хор Минского Свято-Духова кафедрального собора
Художественный руководитель и регент – Виталий Соболевский
лауреат международных конкурсов
образцовый коллектив Хор мальчиков и юношей им. И.А.Журавленко
Хормейстер – Ольга Ижик
Художественный руководитель – Семён Климанов
Детско-юношеский хор «Встреча» прихода Храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Регент – Людмила Литошик
***
В рамках традиционных великопостных концертов 17 марта на сцене Большого зала Белорусской государственной филармонии в исполнении Государственной академической хоровой капеллы Республики Беларусь им. Г.Ширмы при участии струнной группы Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь впервые прозвучит оратория Арво Пярта для смешанного хора и струнного оркестра «Плач Адама» (2010 г.), написанная композитором на русскоязычный текст преподобного Силуана Афонского. В программе концерта также духовные стихи, духовные сочинения русских, белорусских композиторов времени Великого Поста.
Традиция проведения великопостных концертов имеет исконно русское происхождение, появилась она в Санкт-Петербурге еще в 18 веке. Великий пост – время усиленной молитвы, взгляда внутрь себя, отхода от мирских развлечений. Как известно, в это время отменялись балы, запрещались разнообразные светские мероприятия, а опустевшие площадки и залы отдавались для проведения вечеров серьезной академической музыки, возвышающей душу.
Регулярными великопостные сезоны стали уже в 19 веке, а расцвет традиции начался во второй половине столетия. В 1878 году в Москве возникло Русское хоровое общество, и главная его задача заключалась в развитии русского стиля пения. Поэтому уже с 80-х годов великопостные концерты стали включать духовные сочинения Чайковского, Танеева, Кастальского, Рахманинова, Гречанинова.
Одной из особенностей великопостных концертов была недопустимость аплодисментов. Так и объявляли: «покорнейше просим публику в продолжение духовного пения не аплодировать». Свой восторг, благодарность можно было выражать словами «спасибо», «прекрасно» и т.д.
Концерты делились на три части. В первом отделении могли исполняться как старинные распевы, так и высшие образцы хорового концерта, например, сочинения Веделя, Бортнянского, Дегтярева. Во втором отделении звучали оригинальные произведения и обработки Римского-Корсакова, Глинки, Чайковского. А третье отделение было посвящено опусам современных мастеров – Рахманинова, Кастальского, Гречанинова.
Стоит отметить, что данные концерты были своеобразной лабораторией, где представлялись последние новинки в области духовной музыки. Так, многие премьерные сочинения русских композиторов прозвучали именно в рамках великопостных концертов.
С началом революции эта традиция была прервана. Лишь в 2010 году Фонд Общества возрождения художественной Руси её возродил. В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д.Шостаковича состоялся первый сезон великопостных концертов.
В Беларуси великопостные концерты проводятся с 2021 года как в Храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», так и в Большом концертном зале Белорусской государственной филармонии.
По материалам интервью зав. кафедрой древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Екатерины Смирновой для радио «Вера»