Ticket office:

+375 17 396-16-17

Booking tickets
Год качества

Руссель Альбер (1869–1937)

Исполнители

Необычна биография А. Русселя — одного из видных французских композиторов первой половины XX в. Свои молодые годы он провел в плаваниях по Индийскому и Тихому океанам, как и Н. Римский-Корсаков, посетил экзотические страны. Морской офицер Руссель и не помышлял о музыке как о профессии. Только в возрасте 25 лет он решает полностью посвятить себя музыке. Пройдя период колебаний и сомнений, Руссель просит об отставке, поселяется в небольшом городе Рубэ. Здесь он начинает занятия по гармонии с директором местной музыкальной школы. С октября 1894г. Руссель живет в Париже, где берет уроки композиции у Э. Жиго. Через 4 года он поступает в Schola cantorum в класс композиции В. д’Энди, куда уже в 1902 г. его приглашают на пост профессора контрапункта. Там он преподает до начала первой мировой войны. В классе Русселя занимаются композиторы, занявшие впоследствии видное место в музыкальной культуре Франции,Э. Сати, Э. Варез, П. Ле Флем, А. Ролан-Манюэль.

Первые сочинения Русселя, исполненные под его управлением в 1898г. и получившие премию на конкурсе Общества композиторов, не сохранились. В 1903 г. в концерте Национального музыкального общества было исполнено симфоническое произведение «Воскресение», вдохновленное романом Л. Толстого (дирижировал А. Корто). А еще до этого события имя Русселя становится известным в музыкальных кругах благодаря его камерным и вокальным сочинениям (Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, Четыре поэмы для голоса и фортепиано на стихи А. Ренье, «Проходят часы» для фортепиано).

Интерес к Востоку заставляет Русселя вновь предпринять большое путешествие в Индию, Камбоджу и на Цейлон. Композитор вновь любуется величественными храмами, посещает представления театра теней, слушает оркестр гамелана. Большое впечатление производят на него руины древнего индийского города Читора, где когда-то царствовала Падмавати. Восток, с музыкальным искусством которого Руссель познакомился еще в юности, существенно обогатил его музыкальный язык. В произведениях ранних лет композитор использует характерные интонационные особенности индийской, камбоджийской, индонезийской музыки. Особенно ярко образы Востока представлены в опере-балете «Падмавати», поставленной в Grand Opera (1923) и имевшей большой успех. Позже, в 30-х гг. Руссель одним из первых начинает использовать в своем творчестве так называемые экзотические лады — древнегреческие, китайские, индийские (Соната для скрипки и фортепиано).

Руссель не избежал влияния импрессионизма. В одноактном балете «Пир паука» (1912) он создал партитуру, отмеченную изысканной красотой образов, изящной, изобретательной оркестровкой.

Участие в первой мировой войне стало переломным временем в жизни Русселя. Вернувшись с фронта, композитор меняет свою творческую манеру. Он примыкает к новому течению неоклассицизма. «Альбер Руссель нас покидает», — писал критик Э. Вийермоз, приверженец импрессионизма, — «покидает не попрощавшись, молчаливо, сосредоточенно, сдержанно... Он уйдет, он уходит, он ушел. Но куда?» Отход от импрессионизма виден уже во Второй симфонии (1919-22). В Третьей (1930) и Четвертой симфониях (1934-35) композитор все больше утверждается на новом пути, создавая произведения, в которых конструктивное начало все больше выдвигается на первый план.

В конце 20-х гг. сочинения Русселя становятся известными за рубежом. В 1930 г. он посещает США и присутствует на исполнении своей Третьей симфонии Бостонским симфоническим оркестром под управлением С. Кусевицкого, по заказу которого она и была написана.

Руссель имел большой авторитет педагога. Среди его учеников многие известные композиторы XX века: наряду с упоминавшимися выше это Б. Мартину, К. Рисагер, П. Петридис. С 1935 г. и до конца жизни (1937) Руссель был председателем Народной музыкальной федерации Франции.

Определяя свой идеал, композитор говорил: «Культ духовных ценностей — основа всякого общества, претендующего на цивилизованность, а среди других искусств музыка — наиболее чуткое и возвышенное выражение этих ценностей».

В. Ильева

Сочинения:

оперы — Падмавати (опера-балет, соч. 1918; 1923, Париж), Рождение лиры (лирич., La Naissance de la lyre, 1925, Париж), Завещание тётушки Каролины (Le Testament de la tante Caroline, 1936, Олмоуц, на чеш. яз.; 1937, Париж, на франц. яз.); балеты — Пиршество паука (Le festin de l’araignee. 1-актный балет-пантомима; 1913, Париж), Вакх и Ариадна (1931, Париж), Эней (с хором; 1935, Брюссель); Заклинания (Evocations, для солистов, хора и орк., 1922); для оркестра — 4 симфонии (Лесная поэма — La Poeme de la foret, программная, 1906; 1921, 1930, 1934), симфонические поэмы: Воскресенье (Resurrection, по Л. Толстому, 1903) и Весеннему празднеству (Pour une fete de printemps, 1920), сюита F-dur (Suite en Fa, 1926), Маленькая сюита (Petite suite, 1929), Фламандская рапсодия (Rapsodie flamande, 1936), симфониетта для струнного орк. (1934); сочинения для военного оркестра; для инструмента с оркестром — фп. концерт (1927), концертино для влч. (1936); камерно-инструментальные ансамбли— дуэт для фагота с контрабасом (или с влч., 1925), трио — фп. (1902), струнное (1937), для флейты, альта и влч. (1929), струн. квартет (1932), дивертисмент для секстета (дух. квинтет и фп., 1906), сонаты для скр. с фп. (1908, 1924), пьесы для фп., органа, арфы, гитары, для флейты и для кларнета с фп.; хоры; песни; музыка к спектаклям драматического театра, в т. ч. к пьесе Р. Роллана «14 июля» (совм. с А. Онеггером и др., 1936, Париж).

Литературные сочинения: Savoir choisir, (P., 1936); Reflexions sur la musique d’aujourd’hui, в кн.: Bernard R., A. Roussel, P., 1948.

Литература: Jоurdan-Morhange H., Mes amis musiciens, P., 1955 (рус. пер. — Журдан-Моранж Э., Мои друзья музыканты, М., 1966); Шнеерсон Г., Французская музыка XX в., М., 1964, 1970.

Источник: http://www.belcanto.ru/roussel.html