Феликс Мендельсон-Бартольди (1809 - 1847) - Струнный октет Ми-бемоль мажор, ор.20
Год создания: 1825
Allegro moderato con fuoco
Andante
Scherzo. Allegro leggierissimo
Presto
Высоким образцом камерного ансамбля Ф.Мендельсона является Октет ор.20 Ми-бемоль мажор (1825). Это глубоко поэтическое творение юного мастера отличается цельностью замысла, особой яркостью тематизма и необычайно высокой техникой письма.
Широкий мелодический размах почти драматической главной партии октета (скрипки, затем виолончели – три вздымающиеся мелодические волны на две с половиной октавы на фоне тревожно бушующих средних голосов) и простая, народного склада напевная тема побочной партии составляют основу динамичного образного развития первой части.
Элегическая песенность Andante достигает большой драматической экспрессии, напоминая полноту эмоциональной насыщенности лирико-драматических песенных образов Брамса. Самостоятельность партий, удивительная свобода их вариантного развития естественно возникают из содержания музыки.
Перелом в образном содержании цикла происходит между второй и третьей частями, когда в скерцо возникает мир фантастики: стаккато и пиццикато струнных в непрерывном кружении, лёгкий, порхающий и ритмоинтонационный склад темы, появление протяжённых звуков, взлёт и растворение звучности в коде, активность и индивидуализация инструментов ансамбля и при этом – поразительная свобода, непринуждённость общего стремительного движения – все это непосредственно подводит к возникновению через год увертюры «Сон в летнюю ночь».
Необычен в октете и финал, в какой-то степени конструктивно напоминающий финал симфонии Моцарта «Юпитер». Здесь также возникает своеобразный синтез форм, принципов фугированного и сонатного развития. В начале финала экспонируются три темы, затем в процессе развития к ним прибавляются ещё две (подобно финалу Моцарта). Своеобразное развитие заключается в варьировании всех тематических образований и контрапунктическом их сочетании, разнообразных наложениях. Развитие продолжается и в репризе, начинающейся с двойной фуги (первые две темы), в кульминационный момент развития которой появляется основная тема скерцо.
Характер тематизма финала, принципы его развития и особенно вторжение материала скерцо не оставляют сомнения в скерцозности общего замысла финала.
Поразительное мастерство композитора проявилось в тонком ощущении каждого инструмента. Все партии ансамбля активны, самостоятельны, глубоко индивидуализированы.
Масштабность октета, значительность и новизна тематизма, цельность замысла, целеустремлённая экспрессия и свобода его развития – всё это позволяет говорить о симфоничности произведения, являющегося по существу камерной симфонией.
Октет завершает ранний период создания камерного творчества композитора, возвышаясь над ним кульминационной вершиной.
С.Питина. Феликс Мендельсон-Бартольди. Инструментальная музыка // Музыка Австрии и Германии XIX века / Под ред. Т.Э.Цытович. – Книга 2. – М.:Музыка, 1990
Партитура произведения на International Music Score Library Project (IMSLP)