П.Чайковский – Концерт №1 си-бемоль минор для фортепиано с оркестром, ор.23
Дж.Россини – “Stabat Mater” для солистов, смешанного хора и оркестра
«РОЖДЕСТВО В ФИЛАРМОНИИ»
Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь
Главный дирижёр – народный артист Беларуси Александр Анисимов
Солисты – лауреат международных конкурсов
Андрей Сикорский фортепиано
Ирина Крикунова
Наталья Толстик
Виктор Менделев
Руслан Маспанов
В концерте принимают участие:
Государственная академическая хоровая капелла им. Г.Ширмы
Художественный руководитель – Ольга Янум
Академический хор Белтелерадиокомпании
Дирижер – Андрей Саврицкий
Митрополичий хор Минского Свято-Духова кафедрального собора
Регент – Виталий Соболевский
Дирижёр – Александр Анисимов
25 декабря Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь под управлением главного дирижёра народного артиста Беларуси Александра Анисимова приглашают встретить Рождество в Большом концертном зале Белгосфилармонии. Программу вечера составят два монументальных сочинения: Первый фортепианный концерт Петра Чайковского в исполнении лауреата международных конкурсов Андрея Сикорского и “Stabat Mater” Джоаккино Россини, в исполнении которого примут участие также Государственная академическая хоровая капелла им. Г.Ширмы, Академический хор Белтелерадиокомпании, Митрополичий хор Минского Свято-Духова кафедрального собора и солисты Ирина Крикунова, Наталья Толстик, Виктор Менделев и Руслан Маспанов.
«Вас всех поздравляю с первым русским фортепианным концертом, написал его Петр Ильич», – радостно сообщал своим друзьям весной 1875 г. Сергей Иванович Танеев о концерте Чайковского. Разумеется, он знал, что к этому времени уже были созданы все пять концертов для фортепиано с оркестром Антона Рубинштейна – некоторые из них превосходны – однако написал «первый русский». Молодой Чайковский уловил то важное, но так трудно выразимое словами, что делает сочинение в том или ином жанре национальной классикой. Задумав это сочинение, Чайковский предполагал, что его первым исполнителем станет Николай Рубинштейн, однако тот критически отнёсся к сочинению. Композитор внёс правки, изменив, в том числе, и посвящение, и отослал партитуру Гансу фон Бюлову. Знаменитый немецкий пианист и стал первым исполнителем концерта, представив его в Бостоне в 1875 году. Российская публика услышала сочинение в исполнении Густава Кросса в Санкт-Петербурге и Сергея Танеева в Москве. С тех пор музыкальные цитаты концерта разлетелись по всему миру.
Первое исполнение “Stabat Mater” Джоаккино Россини состоялось в октябре 1841 года в музыкальном салоне известного французского пианиста Пьера Циммермана. Успех был столь велик, что издатели купили право на исполнение “Stabat Mater» в Париже в течение 3 месяцев, и несколько частей прозвучали для избранной публики — журналистов и критиков. 7 января 1842 года в зале Итальянского театра в Париже состоялась открытая премьера сочинения в исполнении итальянских оперных певцов. Парижские критики писали: «Выражение «блистательная музыка» невольно приходило на уста каждому слушателю». Присутствовавший на концерте Генрих Гейне утверждал: «“Stabat Mater” Россини — самое необыкновенное событие минувшего сезона... Ощущение бесконечного исходило от всего произведения, словно сияние голубого неба, словно величие моря. Вот в чем вечная прелесть Россини, его светлая нежность, которую никто никогда не мог, я не говорю, — нарушить, испортить, — но даже омрачить...<…>».
25 декабря в 18:00 в Большом концертном зале Белгосфилармонии оркестр и гости концерта приглашают вас разделить праздник и приобщиться к торжеству симфонической музыки.