Билетная касса:

+375 17 396-16-17

Заказ билетов

Год качества

Мясковский Николай (1881–1950)

Исполнители

МЯСКОВСКИЙ Николай Яковлевич [8 (20) IV 1881, Новогеоргиевск, ныне Модлин, Польша - 8 VIII 1950, Москва] - советский композитор, педагог, муз. критик, муз.-обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1946). Доктор искусствоведения (1940). Один из крупнейших сов. симфонистов, воспитатель мн. советский композиторов.

Муз. дарование М. проявилось рано. Занятия музыкой начал в 10 лет, сочинять - в 17 лет. Формированию его художеств. вкусов способствовало знакомство в юношеские годы с рус. классич. музыкой, к-рая навсегда становится близкой композитору, и с нем. муз. классикой. Благотворную роль в этом отношении сыграло общение М. с семьями известных петерб. пушкинистов М. Л. Гофмана и Б. Л. Модзалевского, в среде которых были и проф. музыканты. По семейной традиции М. получил военно-инженерное образование (отец композитора Я. К. Мясковский был крупным воен. специалистом). Ему пришлось преодолеть большие трудности, чтобы наряду с занятиями в Военно-инженерном училище приобрести необходимые проф. муз. знания. В спец. подготовке М. помогли занятия в Москве с Р. М. Глиэром (1903) и в Петербурге с И. И. Крыжановским (1903-06). Известное влияние на формирование молодого М. оказали Вечера современной музыки, среди постоянных участников и руководителей которых был ряд музыкантов и художеств. деятелей модернистской ориентации. «Правда, - писал М., - я не сделался в этом кругу «своим», т. к. и тогда стремление к «последнему слову» музыкальной техники и изобретения не имело для меня самодовлеющей цены. Во всяком случае атмосфера чрезвычайно напряженных музыкальных исканий и строжайшей оценки плодов их не могла как-то меня не заразить». В 1911 М. окончил Петерб. консерваторию; его учителями были А. К. Лядов (класс композиции, гармонии, полифонии), Н. А. Римский-Корсаков (инструментовка), Я. Витол (муз. формы). Углублению интереса к творчеству способствовали и друзья по консерватории - С. С. Прокофьев, дружбу с которым М. сохранил до конца жизни, Б. В. Асафьев и др. По окончании консерватории М. сотрудничал в моск. журн. «Музыка», выступая защитником талантливых отечеств. авторов (в т. ч. Прокофьева), поборником рус. и заруб. классич. искусства. Особенно примечательна его статья «Чайковский и Бетховен» (1912), написанная в противовес модернистской критике, принижавшей значение великого русский композитора. Прогрессивная оценка М. общих путей развития симфонизма и симфонизма Чайковского имела большое значение для последующей рус. критич. литературы. Лит. деятельность М. продолжалась в 20-е гг. в журн. «К новым берегам», «Музыкальная культура», «Современная музыка», а затем на протяжении всей жизни композитора - в форме бесчисленных консультаций, офиц. отзывов на новые соч. композиторов и музыковедов, переписки и т. п. Пребывание на фронте (1914-16) в качестве офицера сапёрных войск прервало интенсивную творч. работу композитора, который ко времени мобилизации был уже автором 3 симфоний, 2 симф. поэм, симфониетты, увертюры и соч. др. жанров. В условиях фронтовой жизни им был сделан ряд записей народных песен. С 1918 до конца жизни М. жил в Москве. Придя к Окт. революции 1917 уже сформировавшимся художником, М. подчинил свои дальнейшие устремления задачам, выдвинутым новым социальным строем жизни. Это стало решающим фактором творч. биографии М. Широко развернулась деятельность М. на разл. участках строительства сов. муз. культуры. Композитор активно содействовал организации Гос. муз. издательства (член жюри, редактор, консультант, 1919-30), редактировал произв. рус. муз. классиков, в т. ч. академич. издания. В 1919 М. был избран чл. правления «Коллектива московских композиторов», одноврем. являлся зам. зав. Муз. отделом Наркомпроса РСФСР (1921). После демобилизации с воен. службы в Красной Армии, с 1921, М. - профессор класса композиции Моск. консерватории. Среди учеников М. (ок. 70) композиторы: А. С. Абрамский, И. М. Белорусец, В. А. Белый, Ю. С. Бирюков, Н. П. Будашкин, А. М. Веприк, Ф. Е. Витачек, Г. В. Воробьёв, В. А. Гайгерова, Г. С. Гамбург, Г. Г. Галынин, В. П. Герчик, Б. Д. Гибалин, Б. К. Голубев, Г. Е. Егиазарян, Д. Б. Кабалевский, Г. В. Киркор, А. Ф. Козловский, В. Н. Крюков, З. А. Левина, А. Л. Локшин, Н. В. Макарова, К. Д. Макаров-Ракитин, Е. И. Месснер, Б. А. Мокроусов, А. В. Мосолов, В. И. Мурадели, И. Надиров, Н. В. Нариманидзе, Ю. С. Никольский, Н. И. Пейко, Л. А. Половинкин, С. А. Разорёнов, М. Л. Старокадомский, М. Т. Тулебаев, В. Г. Фере, А. И. Хачатурян, К. С. Хачатурян, М. А. Цветаев, Б. А. Чайковский, М. М. Черёмухин, В. Я. Шебалин, Б. С. Шехтер, В. П. Ширинский, А. Я. Эшпай, В. М. Юровский. Высокий проф. уровень творческой деятельности учеников М. - одно из отличительных свойств его школы.

Способность мыслить в музыке широкими обобщениями - черта, заметная уже на раннем этапе творчества М. Крупная симф. форма, могущая широко и полно раскрыть концепцию художника, всегда привлекала композитора. Среди ранних произв. М. самым монументальным, представляющим характерные для той поры черты стиля, круг образов, явилась 3-я симфония (1913-14). Пафос страстных порывов, трагич. исход - главное в содержании симфонии. К ней примыкают симф. поэмы «Молчание» (1909-10), «Аластор» (1912-13), 2-я симфония (1910-11), 2-я фп. соната (1912). В кон. 1917 (в Петрограде) М. пишет 4-ю симфонию, связанную с его пребыванием на фронте. Впечатления от фронтовой жизни, от людей, с которыми он прошёл войну и встретил революцию, расширили творч. горизонт композитора. Симфонию отличает от предыдущих произв. иная муз. драматургия - «быстрый, восторженно-светлый», по собств. определению композитора, финал. Просветлённый характер носит 5-я симфония (1918), ряд тем которой взят композитором из его фронтовых записей. Это первая среди симфоний М., пронизанная колоритными мелодиями нар. песен или близкими к ним. В произв. есть страницы светлой пейзажной лирики, слышатся отголоски грозных дней и праздничная «нота» в финале. Соч. быстро завоевало популярность. 6-я симфония (1921-23) для большого оркестра и хора с особой наглядностью выявила в целом новые черты творчества композитора. Произв. связано с широким кругом жизненных впечатлений тревожного сурового времени Гражд. войны, первых лет революции, личными потрясениями и образами драмы «Зори» Верхарна, рассказом знакомого художника об исполнении революц. песен рабочими Парижа. Рус. раскольнический стих «Что мы видели» (хор) введён в финал симфонии как образ нар. плача (расставание с погибшими). Как символ смерти использован в финале напев из католич. заупокойной мессы «Dies irae». Образам, символизирующим силы рока и смерти, противопоставлены образы борьбы, волевой устремлённости, революционной стихии («Карманьола», «Зa ira»). Завершается симфония музыкой просветлённого умиротворяющего характера. Стремление выразить «объективные» настроения, о чём не раз упоминает в своих высказываниях М., выявляется, в частности, в обращении композитора к нар. песне, как творч. сфере, рождённой не узко личным миром собственного «я». Это находит отражение в 7-й симфонии (1922), и ещё более полно в 8-й (1923-25), первоначальный замысел которой был связан с образом Степана Разина, в 9-й (1926-27), выявившей заметное тяготение композитора к душевности, теплоте тона высказываний, орк. сюитах на песенно-танц. темы - симфониетте, серенаде, лирическом концертино (все - 1929), в 12-й симфонии (1931-32), посв. социальному преобразованию деревни (к 15-й годовщине Октября). В последней автор следовал такому замыслу: образ старой деревни (1-я часть), борьба за новый уклад жизни (2-я часть), победа колхозного строя (3-я часть). Симфония не принесла самому М. полного удовлетворения; по его мнению, замысел финала был раскрыт «недостаточно убедительно». Стремление композитора передать в своей музыке «пульс времени» нашло более яркое и цельное воплощение в 16-й симфонии (1935-36), замысел которой связан с героич. темой авиации. Мужественный, скорбный траурный марш (3-я часть) служит контрастом к общему активному тонусу соч. В финале использована тема массовой песни М. «Летят самолёты». К широким кругам слушателей обращена 19-я симфония (1939), написанная к 21-й годовщине Красной Армии, - первая в рус. и сов. муз. литературе симфония для дух. оркестра. В 18-й (1937), 20-й (1940) симфониях, концерте для скр. с оркестром (1938), композитор обращается с целью демократизации симф. жанра к нар. темам и интонациям. В элегической 21-й симфонии (1940) с её явно выраженным нац. колоритом преобладают лирич. образы; музыка проникнута глубоким, сосредоточенным раздумьем. В этой симфонии явственно обнаруживается эволюция стиля М. Темы её отличаются широтой, певучестью, пластичностью мелодич. рисунка, они как бы «вокализируются», вбирая более широкий круг общезначимых интонаций. Исчезает характерная для раннего творчества композитора прерывистость муз. речи. Вместе с тем ритм (особенно в главных темах сонатного allegro) остаётся активным, действенным. Диатонич. склад мелодики определяет более плавную и неторопливую смену гармоний. Иск-во полифонич. разработки - одна из сильных сторон мастерства композитора. При сохраняющейся полифонич. насыщенности муз. ткань постепенно освобождается от гипертрофии самодовлеющих контрапунктич. приёмов. В оркестровке возрастает роль чистых тембров, солирующих инструментов. В произв. М. периода Великой Отечественной войны 1941-45 нашла отражение героич. борьба сов. народа. Ясно выраженная программа присуща 22-й симфонии-балладе (1941). В ней (три её части исполняются без перерыва) воплощены образы мирной Родины, нашествия, глубокая печаль и сила преодоления. Различные по характеру 24-я (1943) и 25-я (1945-46) симфонии свидетельствуют о поисках композитором героич. начала. Событиями грозных военных лет навеян и концерт для виолончели с оркестром (1944), в котором темы сдержанно-элегич. характера соединяются с мужественными, полными энергии, устремлённости. В 26-й симфонии (1948) образы Родины воплощены средствами жанрово-эпич. симфонизма; в финале этого соч. использованы древнерус. напевы. 27-я симфония (1949) - своего рода итог творч. пути композитора. Суровому драматизму и напряжённой лирич. экспрессии первых двух частей противопоставлен органически увенчивающий симф. концепцию торжественный марш в финале.

Патриотическим характером содержания отличаются крупные вок.-симф. произведения М. Музыка кантаты «Киров с нами» (1942) пронизана интонациями сов. массовой песни, в частности песен Великой Отечеств. войны, с их маршевой поступью, энергичным ритмом, суровым строем. В кантате-ноктюрне «Кремль ночью» (1947) патриотич. тема решена композитором в мягких лирич. тонах.

Значит. место в творчестве М. занимают квартеты - своеобразные камерные симфонии. В них отчётливо проступает нац. песенная мелодич. основа, своеобразие колорита нар; ладов, диатоника, мастерски обогащённая хроматикой. Первые три квартета, относящиеся к консерваторскому периоду (1907, 1909, 1909-10) уже обнаруживали характерные черты творчества М.: мастерство лепки крупной формы, масштабность мышления, верность реалистич. традициям, восходящим, с одной стороны, к А. К. Глазунову (элементы жанровой картинности), с другой - к П. И. Чайковскому (тяготение к лирико-драм. концепции). В квартетах зрелого периода (30-40-е гг.) отчётливо выявилось стремление к демократизации жанра, к воплощению общительной проникновенной лирики, чувствам мужественным, светлым. Вершинами квартетного жанра М. стали квартет No 5 (1938-39), No 9 (1943) лирико-героич. характера и последний квартет No 13 (1949), подобно 27-й симфонии (1949), воплотивший в наиболее совершенной художеств. форме идейно-творч. устремления композитора. К камерным ансамблям относятся также 2 сонаты для виолончели и фп. и соната для скрипки и фп. К наиболее зрелым соч. М. принадлежит 2-я соната для виолончели и фп. Бё отличает высокое мастерство, искренность настроений, светлый порыв и возвышенная лирика.

Фп. наследие М. включает 9 сонат и св. 100 небольших пьес, сгруппированных (за небольшим исключением) в циклы и сборники. Они стали для композитора и своеобразной лабораторией муз. тематизма (многие послужили непосредственным источником тем симфоний или этюдным материалом). Эволюция стиля М. особенно заметна в сонатах, которые отличаются масштабностью содержания, монументальностью форм - романтически-патетической 1-й (1907-09), трагедийных одночастных 2-й (1912) и 3-й (1920), драматически-скорбной и динамичной 4-й (1924-25) и, отчасти, в Песне и Рапсодии (1942), объединённых общим тематическим материалом. Фп. пьесы М. наследуют и продолжают направление психологич. реализма (П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский), программности и нац. характерности («Могучая кучка», А. К. Лядов); ощутима связь фп. пьес М. с рус. песенностью.

М. - автор св. 100 романсов. В ранних вок. соч. композитор обнаружил склонность к настроениям индивидуалистич. плана. Но и здесь M. удавалось преодолевать субъективистский характер поэтич. текстов (З. Н. Гиппиус, Вяч. И. Иванов, К. Д. Бальмонт) и создавать эмоционально правдивые произв. («Внезапно», «Заклинания», сл. Гиппиус), отмеченные драматизмом образов, интонационной выразительностью вок. партии. К лучшим образцам ранней лирики М. относится цикл «Размышления» (сл. Е. А. Баратынского, 1907), из более поздних - цикл на сл. М. Ю. Лермонтова (1935-36), включающий ряд популярных романсов - «Выхожу один я на дорогу», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Они любили друг друга», лирич. миниатюры «В альбом», «К портрету».

Соч.:

для хора и голосов с орк. - поэма-кантата Киров с нами (к 25-й годовщине Октябрьской, революции, сл. Н. С. Тихонова, 1942), кантата-ноктюрн Кремль ночью (к 30-й годовщине Октябрьской революции, сл. С. А. Васильева, 1947);

для орк. - симфонии No 1 (c-moll, 1908; 2-я ред. 1921), No 2 (cis-moll, 1910-11), No 3 (a-moll, 1913-14), No 4 (e-moll, 1917-18), No 5 (D-dur, 1918), No 6 (es-moll, по желанию - с хором, 1921-23; 2-я орк. ред. 1947), No 7 (h-moll, 1922), No 8 (A-dur, 1923-25), No 9 (e-moll, 1926-27), No 10 (f-moll, по гравюре А. Н. Бенуа «Медный всадник» и по поэме А. С. Пушкина, 1926-27), No 11 (b-moll, 1931-32), No 12 (g-moll, к 15-й годовщине Октября, 1931-32), No 13 (b-moll, 1933), No 14 (C-dur, 1933), No 15 (d-moll, 1933-34), No 16 (F-dur, 1935-36), No 17 (gis-moll, 1936-37), No 18 (к 20-летию Октябрьской революции, C-dur, 1937), No 19 (к 21-й годовщине Красной Армии, Es-dur, для духового орк., 1939), No 20 (E-dur, 1940), No 21 (fis-moll, 1940; Гос. пр. СССР, 1941), No 22 (симфония-баллада, h-moll, 1941), No 23 (симфония-сюита на темы песен и танцев народов Сев. Кавказа, a-moll, 1941), No 24 (f-moll. 1943), No 25 (Des-dur, 1945-46), No 26 (на др.-рус. темы, C-dur, 1948), No 27 (c-moll, 1949; Гос. пр. СССР, 1951, посмертно); симфониетты - A-dur (1910-11; 2-я ред. 1943), h-moll (для струн. орк., 1929), a-moll (для струн. орк., 1945-46), симф. притча Молчание (по Э. По, 1909-10), симф. поэма Аластор (по П. Шелли, 1912-13); увертюры - (1909; 2-я ред. 1949), Приветственная (1939), Драматическая (для духового орк., 1942), Патетическая, к 30-летию Сов. Армии (1947), Славянская рапсодия (увертюра-фантазия на старослав. темы, 1946), Серенада (1929), Лирическое концертино (для флейты, кларнета, валторны, фагота, арфы и струн. орк., 1929), Звенья (6 набросков для симф. орк., 1944), Дивертисмент (1948);

концерты для инструментов с орк. - для скр. (1938), для влч. (1944; Гос. пр. СССР, 1940);

для духового орк. - марши: Торжественный (1930), Драматический (1930), Героический (1941), Весёлый (1941);

камерно-инстр. ансамбли, струн. квартеты; No 1 (1929-30), No 2 (1930), No 3 (1910; 2-я ред. 1930), No 4 (1909-10; 2-я ред. 1937), No 5 (1938-39), No 6 (1939-40), No 7 (1941), No 8 (1942), No 9 (к 20-летию квартета им. Бетховена, 1943; Гос. пр. СССР, 1945), No 10 (1907; 2-я ред. 1945), No 11 (Воспоминания, 1945), No 12 (1947), No 13 (1949; Гос. пр. СССР, 1951, посмертно);

для скр. и фп. - соната (1946-47);

для влч. и фп. - 2 сонаты (1911, 2-я ред. 1930; 1948, Гос. пр. СССР, 1950);

переложения симф. и камерных произв. М.: для фп. - автора (13-я симфония); для фп. в 4 руки - автора (большинство симфоний и др. симф. произв., 3-й, 7-9-й квартеты), Д. Б. Кабалевского (6-я, 12-я, 18-я симфонии), А. А. Винклера (8-я симфония), В. Н. Крюкова (10-я симфония), А. П. Долуханяна (24-я симфония), К. А. Сорокина (25-я симфония, Звенья No 1-5); для 2 фп. в 8 рук - П. А. Ламма (все симф. произв.); для духового орк. - И. В. Петрова (18-я симфония);

для струн. орк. - В. В. Держановского (2 части из 11-й и 12-й симфоний);

для фп. - сонаты: No 1 (1907-09), No 2 (1912), No 3 (1920; 2-я ред. 1939), No 4 (1924-25; 2-я ред. 1946), No 5 (по старым эскизам, 1907-08; 2-я ред. 1917; 3-я ред. 1944), No 6 (по старым эскизам, 1908; 2-я ред. 1944), No 7 (1949), No 8 (1949), No 9 (1949); 94 пьесы, часть из которых вошла с последующей ред. в сб.: Причуды (6 набросков, 1917-22), Воспоминания (6 пьес, 1927), Пожелтевшие страницы (6 незатейливых вещиц, 1928), Десять очень лёгких пьес (1938), Четыре лёгкие пьесы в полифоническом роде (1938), Простые вариации (лирическая сюита, 1937), Стилизации (9 пьес в форме старых танцев, 1946), Из прошлого (6 импровизаций, 1946), Полифонические наброски (2 тетр., 1948);

романсы: на сл. К. Д. Бальмонта - Из юношеских лет (12 романсов, в т. ч. Колыбельная песня, Побледневшая ночь, Цветок, 1903-06), Мадригал (сюита из 5 романсов, 1908-09); Е. А. Баратынского - Размышления (6 романсов, в т. ч. - Муза, Наяда, Очарованье красоты в тебе, 1907), В борьбе с тяжелою судьбою, Все мысль да мысль (1908); Р. Бёрнса (в пер. М. А. Мендельсон, 1946); А. А. Блока (1921); В. Я. Брюсова (1906); З. Н. Гиппиус (1904-08, 1905-08, 1913-14); А. А. Голенищева-Кутузова (1903); А. А. Дельвига (1926); Джамбула (1936); А. Ф. Ерикеева (в пер. С. Липкина, 1935); Вяч. И. Иванова (1908); Л. М. Квитко (в пер. С. В. Михалкова, 1938); А. В. Кольцова (1901); А. Лахути (в пер. Ц. Бану, 1936); М. Ю. Лермонтова - 12 романсов, в т. ч. Выхожу один я на дорогу, Нет, не тебя так пылко я люблю, К портрету, Они любили друг друга (1935-36); А. Н. Майкова (1906); М. А. Мендельсон (1946); Микельанджело (в пер. Ф. И. Тютчева, 1909); Э. По (в пер. К. Д. Бальмонта, 1908); Т. С. Сикорской (1936); А. К. Толстого (1903); Ф. И. Тютчева (1921); A. А. Фета (1908); С. П. Щипачёва - Из лирики Степана Щипачёва (10 романсов, в т. ч. Русый ветер, Мне кажется порой. Легко, любимая, с тобой, 1940), и др.;

хоры и хоровые песни: на сл. H. H. Асеева (1931); К. Д. Бальмонта (1909); B. В. Винникова (1934); М. В. Исаковского (1941); С. И. Кирсанова (1932); С. Г. Острового - Наливались тополи, Партизанская комсомольская (1934); И. Н. Строганова - Летят самолеты (1931); А. А. Суркова - Ленинская (1932), Походная (1934); И. Я. Френкеля (1931); эскиз к гимну РСФСР (1946); песни для голоса с фп.: на сл. А. И. Безыменского (1930); В. В. Винникова (1941); М. А. Светлова - Песня (1939), Боец молодой (1941), и др.;

переложения произв. др. композиторов - Б. В. Асафьева (вступление и отрывки из балета «Белая лилия», для фп. в 2 руки), Д. М. Мелких (симф. поэма «Аладина и Паломид», для 2 фп. в 8 рук), М. П. Мусоргского (муз. картина «Иванова ночь на Лысой горе», для фп. в 4 руки), С. С. Прокофьева (музыка к спектаклю «Египетские ночи», для фп. в 4 руки; симф. сюита «1941 год», для фп. в 4 руки; эскиз «Осеннее», для 2 фп. в 8 рук), М. О. Штейнберга (3-я симфония, для фп. в 4 руки; симф. картина «Принцесса Мален», для 2 фп. в 8 рук), Ф. Э. Баха (2-я ч. концерта D-dur для 4 виол, флейты и фп.), А. П. Бородина (романсы «Морская царевна», «Песня тёмного леса», каватина Кончаковны из оперы «Князь Игорь», переложение аккомпанемента для струн. квартета) и др. произв.

Лит. соч.: Игорь Стравинский. «Жар-птица», сказка-балет, «Музыка», 1911, No 45; Петербургские письма (I-XVI). там же, 1911, No 49, 51, 53; 1912, No 57, 61, 63, 67, 69. 101, 103; 1913, No 113, 118, 125, 156, 160; 1914, No 171, 178; «Петрушка», балет Игоря Стравинского, там же, 1912, No59; Чайковский и Бетховен, там же, 1912, No 77; С. Прокофьев. Ор. 2. 4 этюда для фп., там же, 1912, No 94; H. Метнер. Впечатления от его творческого облика, там же, 1913, No 119; Сергей Прокофьев. Ор. 4. «Воспоминание»; «Порыв»; «Отчаяние»; «Наваждение». Ор. 11. Токката для фп., там же, 1913, No 151; О «Весне священной» Игоря Стравинского, там же, 1914, No 167; С. Прокофьев. Ор. 10. Первый концерт для фп. с оркестром, там же, 1914, No 194; С. Прокофьев. «Мимолетности». Ор. 22, «К новым берегам», 1923, No 1 (подписано - А. Версилов); Сергей Прокофьев. Третья соната («Из старых тетрадей») для фп. Ор. 28, там же, 1923, No 3; Автобиографические заметки о творческом пути, «СМ», 1936, No 6, и др. Письма: С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Письма, М., 1956, 1961; Н. Я. Мясковский. Ред., сост. и примеч. С. Шлифштейна, М., 1959-60 (т. 1 - Статьи. Письма. Воспоминания, т. 2 - Автобиография. Статьи. Заметки. Отзывы), 1964 (т. 1 - Статьи. Очерки. Воспоминания, т. 2 - Литературное наследие. Письма. Автобиография. Статьи. Заметки. Отзывы); Н. Я. Мясковский - Д. М. Мелких, «СМ», 1960, No 8; Н. Я. Мясковский - Б. В. Асафьеву (1909-1917), там же; В. В. Держановский - Н. Я. Мясковскому, в кн.: Б. Яворский. Воспоминания. Статьи. Письма, т. 1, М., 1964, 1972; Н. Я. Мясковский - Б. Л. Яворскому, Б. Л. Яворский - Н. Я. Мясковскому, там же; Б. В. Асафьев - Н. Я. Мясковскому, Я. К. Мясковский - Н. Я. Мясковскому, в кн.: Иконников A., Художник наших дней. Н. Я. Мясковский, М., 1966; Кунин И., Н. Я. Мясковский. Жизнь и творчество в письмах, воспоминаниях, критических отзывах, М., 1969; Н. А. Малько - Н. Я. Мясковскому, Н. Я. Мясковский - Н. А. Малько, в сб.: Н. А. Малько. Воспоминания. Статьи. Письма, Л., 1972.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.