К 125-й годовщине смерти великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
"Музыка Чайковского – водопад открытых эмоций. Когда бы я ни открывал партитуры его симфониий, я всегда дотрагивался до раскалённого сердца, которое пронизывало меня желанием гореть вместе с ним. Дерзость войти в мир этих сочинений заключается в том, что они ставят перед всеми исполнителями – студентами, маститыми музыкантами самых великих оркестров – такие задачи, которые заставляют включить весь арсенал профессионализма, интеллекта и эмоционального багажа, чтобы приблизиться к заветной цели" - А.Анисимов .
На открытии своего концертного сезона 2018-2019 Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь представляет программу «Чайковский ГАЛА». Под управлением главного дирижера оркестра, народного артиста Беларуси Александра Анисимова прозвучат две симфонии гениального композитора – № 4 и № 5, премьеры которых состоялись 130 и 140 лет назад.
В русской классической музыке 4-я симфония Чайковского, написанная в 1877г., считается первым симфоническим произведением драматического характера. Это тонкая психологическая драма, не имеющая сюжета. Её концепция близка 5-й симфонии Людвига ван Бетховена. Столкновение человека с силами неумолимой судьбы, рока - это бетховенская идея (и Чайковский признавал его влияние), но у Бетховена герой — титан, борец («Я схвачу судьбу за глотку!»), а у Чайковского — живой человек, мучающийся, страдающий под ударами судьбы («Она непобедима и её никогда не осилишь»), ищущий выхода, пытающийся забыться в воспоминаниях, грёзах, спастись от одиночества, тяжких дум и находящий утешение в народном веселье.
Рукопись симфонии была подписана автором «Посвящается моему лучшему другу», сохранив в тайне имя Надежды фон Мекк (русской меценатки, жены железнодорожного магната Карла фон Мекка); благодаря ее моральной и финансовой поддержке симфония и была создана. Почти через одиннадцать лет после создания Четвертой симфонии
Чайковский вновь обратился к той же теме. Теперь он хочет решить ее по-иному: вступить в борьбу с роком и победить его.
Уединившись в имении Фроловское, композитор начал работу и в августе 1888г. симфония № 5 была полностью закончена. Чайковский посвятил ее
И.Ф.Т.Аве-Лаллеману, видному музыканту и музыкальному общественному деятелю, основателю и руководителю Гамбургского Филармонического общества. С ним Чайковский познакомился во время гастрольной поездки 1888 года и был совершенно очарован восьмидесятилетним старцем, который не только безупречно организовал его выступления, но и был на всех репетициях, а потом сказал композитору немало добрых слов. Премьера симфонии состоялась в ноябре 1888 года в Петербурге, в концерте Филармонического общества, вся программа которого была составлена из произведений Чайковского. Дирижировал сам автор.
Новая симфония имела большой успех у публики ив Петербурге, и в Москве. Однако мнение критики не было столь единодушным. Да и сам автор отнесся к произведению очень критично. Вероятно потому, что попытался ту же тему, что однажды была воплощена им с огромной убедительностью, раскрыть по-новому. В
основу Пятой симфонии также положена «тема судьбы» — мрачный навязчивый образ, который проходит сквозь все части.
Но весной 1889 г. Чайковский поехал в Гамбург специально для того, чтобы продирижировать там симфонией, посвященной И. Ф. Т. Аве-Лаллеману.
К сожалению, пожилой музыкант не смог побывать на посвященном ему исполнении, но прислал композитору трогательное письмо. А результатом гамбургской премьеры стало то, что Чайковский пересмотрел свое отношение к симфонии и сам признал ее очевидные достоинства.