А.Шнитке – «Моц-Арт» для двух скрипок
Р.Шуман – Концерт ля минор для фортепиано с оркестром, ор.54
П.Чайковский – Сюита №4 Соль мажор для оркестра «Моцартиана», ор.61
Тема и вариации
Э.Элгар – Интродукция и аллегро для струнного квартета и оркестра, ор.47
«ЭТО КЛАССИКА!»
Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь
Главный дирижёр – народный артист Беларуси Александр Анисимов
заслуженная артистка Республики Беларусь
Юлия Стефанович скрипка
Сергей Герман скрипка
Зарина Сицинская скрипка
Александр Каражев альт
Екатерина Бухалова виолончель
Анастасия Тороп фортепиано
Музыкальный руководитель и комментарии – Александр Анисимов
Дирижёр – Валерия Рыбинская
***
Одним из любимых композиторов Шнитке был В.А.Моцарт, и свое почтение перед музыкальным гением он выразил не только в словах. В каталоге сочинений Шнитке фигурирует несколько пьес для разных инструментальных составов. У всех вариантов – одно название: «Moz-Art», где фамилия Моцарта перекликается со словом Art (искусство). Шнитке задался целью ничего не досочинять, используя лишь имеющийся материал в различных комбинациях.
Концерт для фортепиано с оркестром Шумана – одно из самых известных произведений этого жанра в немецкой музыке эпохи романтизма. В 1841 г. Шуман написал фантазию для фортепиано с оркестром. Его жена, известная пианистка Клара Шуман предложила ему расширить эту часть до полноценного фортепианного концерта. Премьера состоялась в январе 1846 г. с Лейпцигским оркестром Гевандхауза под управлением Фердинанда Хиллера, которому и было посвящено произведение; солировала жена композитора Клара Шуман.
Петр Ильич Чайковский был большим поклонником В.А. Моцарта. Лучшим подарком в жизни Чайковский считал полученное им от П.И. Юргенсона к новому – 1889 году – полное собрание сочинений кумира. Своего рода приношением любимому композитору стала оркестровая сюита «Моцартиана», задуманная Чайковским в 1884 г. и написанная летом 1887 г. Первая часть – Маленькая жига для клавира, вторая – Менуэт для клавира, третья – мотет Ave Verum Corpus для хора, струнных инструментов и органа, четвертая – Десять вариаций для клавира на тему из оперы К.В.Глюка «Пилигримы в Мекку». В XIX веке «Моцартиана» стала первым симфоническим циклом, полностью состоящим из заимствованных пьес. В предисловии к этому сочинению Чайковский объяснил, что цель создания сюиты – «дать новый повод к более частому исполнению этих жемчужин музыкального творчества». Идею «Моцартианы» автор определил как «старина в современной обработке».
Интродукция и Аллегро для струнных Э.Элгара была написана в 1905 г. для исполнения на концерте автора с только что сформированным Лондонским симфоническим оркестром. Элгар сочинил ее для струнного квартета и струнного оркестра, чтобы посредством полифонии продемонстрировать виртуозность каждого музыканта, исполняющего произведение.Работа посвящена Сэмюэлю Сэнфорду, который сыграл важную роль в присуждении Элгару звания почетного доктора музыки в Йельском университете в 1905 г.
Информация предоставлена Государственным академическим симфоническим оркестром