Антон Брукнер. Симфония №9 Ми мажор, op.109
Allegro moderato
Adagio. Sehr Feierlich und langsam
Scherzo. Sehr schnell
Final. Bewegt, doch nicht shnell
Антон БРУКНЕР (1824-1896) — выдающийся композитор-симфонист, одна из наиболее крупных и ярких фигур в западно-европейской культуре конца 19 века. Музыкальное наследие А.Брукнера состоит из девяти монументальных симфоний, трёх месс, струнного квинтета и значительного числа культовых и хоровых произведений.
Симфоническое творчество Брукнера продолжает линию австрийского, так называемого, песенного симфонизма, начало которому положил Ф.Шуберт. Однако произведения этого композитора отличаются большей масштабностью, монументальностью, это всегда гигантские эпопеи, одновременно монолитные и контрастные.
Седьмая симфония создавалась Брукнером на протяжении 1881-1883 гг. Во время сочинения пришло известие о смерти Р.Вагнера, перед гением которого Брукнер преклонялся. Памяти Вагнера посвящена вторая часть Седьмой симфонии. Первое исполнение симфонии состоялось 30 декабря 1884 года в Лейпциге под управлением Артура Никиша и прошло с огромным успехом.
Первая часть симфонии начинается еле слышным тремоло струнных (излюбленный брукнеровский приём). На его фоне возникает мелодия, льющаяся широко и привольно, захватывающая в своём распеве огромный диапазон. Это главная тема симфонии. Побочная — хрупка и прозрачна, неуловимо изменчива. Разработка побочной партии заканчивается гигантским нагнетанием мощности звучания — первой грандиозной кульминацией симфонии, после чего — как бы разрывая массив звучности — на контрастном пианиссимо входит третья, заключительная тема экспозиции, — народно-танцевальный, проникнутый стихийной силой, образ. В среднем разделе (разработке) завязывается борьба, итог которой подведён лишь в коде, где в ликующем фанфарном звучании утверждается главная тема.
Вторая часть — одно из самых вдохновенных и потрясающих созданий гения Брукнера — траурная ода, посвящённая памяти Р.Вагнера.
Сосредоточенно, сурово и скорбно звучит первая тема у квартета туб. Скрипки вносят кажущееся умиротворение, которое прерывается, однако, трагическим воплем. Трагедийная атмосфера несколько разрежается. Спокойно, задушевно, с необыкновенной сердечностью и теплотой входит вторая тема. В центральном разделе достигается гигантская кульминация, в которой звучит экстатически преображённая первая тема. Далее — эпилог, исполненный тихой меланхолии.
Третья часть — стремительное, взволнованное, призрачное скерцо. На фоне остинатной фигуры у струнных вихрем проносится тревожная тема — фанфара у трубы. Контрастом к гофманическому скерцо является прозрачное и лёгкое трио, напоминающее колыбельную. Вслед за ним вновь обрушивается неистовое скерцо, открываемое тем же беспокойным сигналом трубы.
Финал — наиболее сложная в композиционном отношении часть. Рисунок первой темы — призывно-героический и порывисто-стремительный. Вторая тема — мужественный хорал, часто применяемый Брукнером в заключительных частях симфоний. В целом заключительная часть является шедевром контрапунктического искусства Брукнера. В разработке темы появляются в обращении, расширении, уменьшении, многократно трансформируясь. Общий характер величавого, патетического, возвышенного музыкального действия, разрастающегося до универсальных, космических масштабов, окончательно утверждается в грандиозной коде. Симфония заканчивается лучезарным гимном