Чарльз Айвз (1874–1954) – «Вопрос, оставшийся без ответа»
Богуслав Мартину (1890–1959) – Рапсодия-концерт для альта с оркестром
Первое исполнение в Минске
Сергей Бельтюков (*1956) – Рок-опера «Крылья» на стихи Р.Рождественского (концертное исполнение)
Режиссёр – Ирина Крикунова
Премьера
Цикл концертов «КЛАССИКА БЕЗ ГРАНИЦ»
Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь
Главный дирижёр – народный артист Беларуси Александр Анисимов
заслуженный коллектив Республики Беларусь
Государственная академическая хоровая капелла Республики Беларусь им. Г.Р.Ширмы
Главный дирижёр – Ольга Янум
Солисты – Нико Болквадзе (тенор)
Юрий Гродь (бас)
Олеся Алесюк (альт)
Дирижёр – Александр Анисимов
***
Симфонический сезон 2024–2025 открылся двумя программами классики – прозвучали симфонии Бетховена и Берлиоза под управлением главного дирижёра Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь Александра Анисимова. Это были очень успешные концерты, и оркестр был вдохновлен аншлагами.
В ноябре маэстро Анисимов предлагает продолжить дубль – два концерта 14 и 28 ноября – это парад премьер ярких, интересных произведений, не звучавших ранее в Минске.
В первом концерте, 14 ноября, мы сыграем сочинения трёх авторов. Американский композитор Чарльз Айвз редко звучит на постсоветском пространстве и совсем не звучал в Минске. В этот раз будет исполнена изумительная миниатюра (всего четыре минуты звучания) с симпатичным названием – «Вопрос, оставшийся без ответа».
Солирующая труба, которая расположена вдали от оркестра, «задаёт» вопрос, и четыре флейтиста в оркестре пытаются «ответить», но безуспешно.
Композитор Богуслав Мартину – классик чешской музыки XX века. Его Рапсодию для альта исполнит солистка оркестра Олеся Алесюк. Произведение красивое, позитивное, демонстрирующее мастерство и виртуозные способности и солиста, и оркестра.
Второе отделение концерта – премьера нового сочинения Сергея Бельтюкова, нашего земляка, произведения которого нередко звучат и в Минске, и за рубежом. В этот раз он предложил оркестру и маэстро Анисимову партитуру сочинения, которое обозначено как Рок-классик опера «Крылья» на тексты поэзии Роберта Рождественского и посвящено мечте человечества от эпохи эскизов Леонардо да Винчи до нашего времени, времени подвигов космонавтов – и погибших, и достигших осуществления своих сложных, опасных и невыполнимых задач. Кратко – это легенда о мужике, который задумал и попытался осуществить полет на сконструированных им же самим крыльях:
– «Полетать хотел?
– И теперь хочу.
– Аки птица, говоришь?
– Аки птица, говорю…
– Ну, а дальше как?!
– Непременно взлечу!..»
В исполнении оперы участвуют солисты Юрий Гродь и Нико Болквадзе, Государственная академическая хоровая капелла Республики Беларусь им. Г.Ширмы, рок-группа солирующих музыкантов: ударные, электрогитара и клавиши.
Вторая программа – 28 ноября. В ней тоже премьера – это Концерт для скрипки с оркестром белорусского композитора Алины Безенсон.
По задумке автора сочинение раскрывает мысли о вечном, духовном: о вере и поиске гармонии с Богом. Произведение оригинальное, его особенность и достоинства – яркая, открытая эмоциональность и доступность музыкальной мысли – качества столь редкие для звукового пространства нашего бурного, неспокойного времени.
Партию скрипки исполняет солист оркестра, лауреат международных конкурсов Сергей Герман.
Это сочинение и два других произведения классиков XIX века – Увертюра Ф.Мендельсона «Таинственный остров» и Симфония №8 А.Дворжака – дают повод пригласить слушателей в «Мир неистовой романтики».
Александр Анисимов