А. Мдивани - Музыкально-сценическая драма (симфония-балет) “Рафаэль” К.Сен-Санс - «Хаванез» для скрипки с оркестром, ор.83 П.Чайковский - Симфоническая фантазия «Франческа да Римини», op.32
20 сентября 2012
Большой концертный зал
Открытие симфонического сезона
К 75-летию Андрея Мдивани
Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь
Художественный руководитель и главный дирижёр – народный артист Беларуси Александр Анисимов
Солистка -
заслуженная артистка Республики Беларусь Юлия Стефанович скрипка
артисты Национального академического театра им.Я.Купалы
Марта Голубева
Алексей Яровенко
народный артист Беларуси Александр Подобед
Дирижер - Александр Анисимов
Заказать билет онлайн
Полный текст программки
Министерство культуры Республики Беларусь
Белорусская государственная филармония
Открытие симфонического сезона
К 75-летию Андрея Мдивани
Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь
Художественный руководитель и главный дирижёр – народный артист Беларуси Александр Анисимов
Солистка -
заслуженная артистка Республики Беларусь Юлия Стефанович скрипка
артисты Национального академического театра им.Я.Купалы
Марта Голубева
Алексей Яровенко
народный артист Беларуси Александр Подобед
Дирижер - Александр Анисимов
20 сентября 2012 г.
Большой концертный зал
75-й концертный сезон
Минск
В программе:
I отделениие
Р.Вагнер (1813-1883) – Вступление к третьему действию оперы "Лоэнгрин"
А.Мдивани (р.1937) – Музыкально-сценическая драма (симфония-балет) “Рафаэль” для симфонического оркестра и драматических актёров (по музыке балета “Шагрень, Симфониетты, Симфонии №4 на тексты У.Шекспира, А.Блока, К.Бальмонта, С.Есенина, М.Волошина, М.Альбы, Г.Белышевой, А.Дударева, И.Карпук), редакция И.Карпук, А.Анисимова
Действующие лица:
Артисты Национального академического театра им.Я.Купалы
Полина – Марта Голубева
Рафаэль – Алексей Яровенко
Антиквар - народный артист Беларуси Александр Подобед
II отделение
К.Сен-Санс (1835-1921) – "Хаванез" для скрипки с оркестром, ор.83
А.Глазунов (1865-1936) – Антракт к третьему действию балета "Раймонда"
Солистка – заслуженная артиста Республики Беларусь Юлия Стефанович
П.Чайковский (1840-1893) – Симфоническая фантазия "Франческа да Римини", ор.32
Андрей Мдивани родился в 1937 году в Тбилиси. В 1969 окончил Белорусскую государственную консерваторию по классу композиции А. В. Богатырева, в 1972 - здесь же аспирантуру (руководители – А.В.Богатырёв и Н.И.Пейко). Заведующий музыкальной частью в драматических театрах Смоленска (1961-1963), Дзержинска (Горьковская область, 1963), Кирова (1963). В 1964 – концертмейстер педагогического училища в Смоленске. С 1969 - преподаватель Минского музыкального училища и Белорусской государственной консерватории. С 1972 - заведующий музыкальной частью театра имени Янки Купалы в Минске, с 1984 - доцент, с 1993 по настоящее время - профессор кафедры композиции Белорусской государственной академии музыки. Заслуженный деятель искусств Беларуси (1982), лауреат двух Государственных премий Беларуси в области литературы и искусства (1988, 1996), член Союза композиторов СССР и Беларуси (1971), член Белорусского союза музыкальных деятелей ( 1995), член Белорусского союза театральных деятелей (2001). Лауреат Специальной премии Президента Республики Беларусь в номинации «Музыкальное искусство» за 2008 год.
Композитор Андрей Мдивани начал заниматься музыкой рано, в 4 года, профессиональный же интерес сформировался поздно, в 24 года. В этом возрасте сверстники уже работали, он же только обучался музыкальной грамоте, несмотря на то, что отменно играл на фортепиано... По слуху. Каков результат этого опоздания? Оперы, балет, симфонии, инструментальные и хоровые концерты, оратории, хоры, камерные сочинения, музыка к драматическим спектаклям.
Будущий композитор родился в семье грузинских интеллигентов: дед был юристом, окончившим московский университет, отец - преподавателем русского языка и литературы в школе. После того, как родители расстались, воспитанием Андрея занялись родственники матери: дядя - доктор технических наук Николай Ройнишвили, и его дети - физики, доктора наук Владимир (лауреат Ленинской премии) и Нина Ройнишвили (ученый секретарь Академии наук Грузии). В семье любили музыку, и распознав талант мальчика (у Вовы Ройнишвили был абсолютный слух), отдали в музыкальную школу по классу скрипки и фортепиано. Маленький Андрей принимал участие в домашних концертах, где красиво пели грузинские народные песни и играли соло и квартетом. Дядя Коля любил слушать и часто говорил: «Сыграй, Андрюша, с чувством...». В то время Вова учился в Тбилисской консерватории по классу виолончели, и у него было много пластинок, патефон и рояль. Для будущего композитора все это было высшей ценностью: почти все свободное время он проводил с любимыми пластинками, слушая музыку П.Чайковского, Д.Верди, И.С.Баха, классические произведения. Память у него была отменная.
Сохранилось и еще одно яркое воспоминание детства - посещение вместе с бабушкой Анной Семеновной (урожденной Елфимовой) православного собора в Тбилиси, храмовое пение.
Затем вместе с матерью он покинул Грузию навсегда. Ему было 15 лет. Они приехали в Беларусь. В занятиях музыкой возникла вынужденная пауза - не было фортепиано и юноша увлекся геологией и географией: собирал минералы, горные породы, пески, составлял гербарии. Сказались совместные поездки с дядей Колей по горам Кавказа в связи с его опытами по вычислению угла падения породы на железнодорожные пути и Грузинскую военную дорогу.
Школу Андрей Мдивани закончил в Витебске, где продолжил свое увлечение геологией: за коллекцию песков р. Витьбы его наградили «Медалью ВДНХ «Юном участнику». Не забыта была и музыка: когда в школу №1 привезли пианино, Андрей организовал оркестр и стал играть на всех вечеринках и концертах.
А затем был Смоленск, где было принято решение возвратиться в музыку: вопреки всем ожиданиям (думали, что он поступит в горный институт) Андрей успешно сдал экзамены в музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение. Здесь же обнаружилась тяга к сочинению музыки. Первыми произведениями стали пьесы для фортепиано и опера (по Бомарше). В 1961 году Мдивани досрочно заканчивает училище и его приглашают на работу в Смоленский драматический театра на должность заведующего музыкальной частью. Там он написал музыку к целому ряду спектаклей. Среди них - знаменитый «Денис Давыдов»(по одноименной пьесе Вл. Соловьева), который был поставлен почти во всех крупных театрах Советского Союза. В то время в драматических театрах был оркестр (а не фонограмма), который исполнял музыку, написанную композитором специально для спектаклей. Дирижировал оркестром и Андрей Мдивани, снискав уважение у музыкантов. Затем были театры Кирова, Дзержинска и, наконец, Минска (театр им. Янки Купалы).
В Белорусскую консерваторию он был принят в класс композиции знаменитого Анатолия Васильевича Богатырева, создав уже на ІІІ курсе симфоническую поэму «Фрески». По этом поводу Учитель написал: «Андрей Мдивани вошел в белорусскую музыку с симфонической поэмой «Фрески». В этом первом крупном сочинении сказались впечатления детства - грузинская певческая культура, православные песнопения, вольный дух кавказских гор. В дальнейшем эти соприкосновения получили развитие.
С тех пор он - рыцарь музыки, служа ей верно и честно, не зная ни одной банальной минуты. Его музыка звучит в Беларуси и в странах Ближнего и Дальнего зарубежья. Особенно запоминающейся была поездка в Москву в 2001 году: «Дни культуры Беларуси в России» открывались его балетом «Страсти» (Рогнеда).
Среди семантических приоритетов творчества композитора выделяются историческая тема, образы нетленной Красоты и Гармонии. За успехи в области музыкального искусства ему были присуждены две Государственные премии Республики Беларусь(1988, за симфонии «Память земли» и «Полоцкие письмена»; 1996, за балет «Страсти») и звание «Заслуженного деятеля искусств». За годы творческих дерзаний он вошел в контакт с интереснейшими людьми последней трети ХХ века - Георгием Свиридовым, с которым вел интереснейшую переписку, Отаром Тактакишвили, Андреем Эшпаем, Гия Канчели, Родионом Щедриным, Валентиной и Юрием Холоповыми, Азой Алибековной Тахо-Годи, с которыми поддерживал дружеские отношения.Среди его друзей и преданных коллег - знаковые фигуры современного национального искусства: Александр Анисимов, Юрий Гильдюк, Лев Горелик, Галина Горелова, Михаил Дриневский, Юрий и Людмила Ефимовы, Михаил Козинец, Геннадий Проваторов, Борис Райский, Виктор Ровдо. С ними он прошел «по жизни», с ними связаны его творческие достижения, именно они понимают и чувствуют его музыку и его душу.
(По материалам сайта http://andreimdivani.com/)