Сергей Прокофьев – Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса соль минор, ор.39
Иоганнес Брамс – Фортепианный квинтет фа минор, ор.34
ВЕЧЕР КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ
В концерте принимают участие:
лауреаты международных конкурсов
Андрей Иванов фортепиано
Роман Фирстов гобой
Пётр Науменко кларнет
Юлия Стефанович скрипка
Алексей Загорский скрипка
Елена Дробышевская альт
Евгений Микляев виолончель
«Творчество Прокофьева […] явление настолько гармоничное, что даже удивительно, как XX, “вывихнутый в суставах век”, смог породить нечто подобное… Этот солнечный свет был неистребим, и Прокофьев пронёс его через все коллизии своей нелёгкой жизни» (А.Раскатов).
«Пока есть люди, способные всем сердцем откликаться на музыку, и пока именно такой отклик будет рождать в них музыка Брамса – она, эта музыка, будет жить» (Г.Галь).
Личности Прокофьева и Брамса, на первый взгляд, противоположны: «галантный денди, любитель быстрой езды, путешественник-гастролер, азартный шахматист и игрок» русский и «упрямый меланхолик», «эгоцентрик, сторонний наблюдатель», предпочитавший «отказываться от новых знакомств и жить в мире своего творчества» немец. Противоположны и «ауры» их творчества: слепящий свет и глубокое внутренне свечение. Их музыка настолько разнится, что само объединение произведений этих имён в одной программе может показаться рискованным.
Но искусство не приемлет категоричности.
Фарс и драма могут говорить об одном и том же.
Квинтет ор.39 Сергея Прокофьева, обособленная часть «балетного квинтета» – музыка по предназначению прикладная (писалась по заказу Б.Романова для цирковой пантомимы «Трапеция»), созданная, бесспорно, исключительно театральной, но абсолютно автономной и самоценной. Квинтет исполняется достаточно редко, ведь состав его исполнителей нетрадиционен – струнное трио, гобой и кларнет (Прокофьев по этому поводу даже писал Н.Мясковскому из Парижа о моде на ансамбли духовых инструментов: «Стравинский, молодые французы – все пишут; мне тоже хочется, но никак не удосужусь»).
Фортепианный квинтет ор.34 Иоганнеса Брамса – произведение монументальное, сравнимое с симфоническим циклом. Драматичный, отсылающий к бетховенской патетике, насыщенный и конфликтами, и затаённой болью, достигающий высот подлинной трагедии, квинтет имел непростую историю создания, но стал одним из самых исполняемых произведений композитора.
Квинтеты Прокофьева и Брамса – противоположные художественные миры – в концерте камерной музыки 28 октября 2021 года.