Франц Шуберт (1797–1828) – Фортепианное трио №2 Ми-бемоль мажор, D 929 (op.100)
I. Allegro; II. Andante con moto; III. Scherzo: Allegro moderato; IV. Allegro moderato
Дмитрий Шостакович (1906–1975) – Фортепианное трио №2 ми минор «Памяти И.Соллертинского», op.67
I. Andante – Moderato; II. Allegro con brio; III. Largo; IV. Allegretto – Adagio
В рамках Международного фестиваля «В ШЕМЕТОВО У ШОСТАКОВИЧЕЙ»
Екатерина Мищанчук (скрипка)
Екатерина Оковицкая (виолончель)
заслуженный артист Республики Беларусь
Юрий Гильдюк (фортепиано)
***
Франц Шуберт – вдохновенный певец прекрасной Вены, с её праздничными балами и уютным домашним музицированием, беззаботными лендлерами, грациозными вальсами и блестящими военными маршами. Но, как и другие гении, удивительно точно отразившие свое «место и время» в искусстве, Шуберт принадлежит всему миру. В его тончайшей лирике, в образах поэта-странника, чьё «сердце, полное тревоги» стремится «к таинственным и чудным берегам», сокровенные идеи и темы европейского музыкального романтизма впервые воплотились с таким высоким художественным совершенством.
Музыкальный гений, проложивший в искусстве новые пути, Шуберт, как правило, обращался к традиционным инструментальным жанрам (соната, симфония, квартет, трио, квинтет), которые были наполнены в его опусах особым содержанием. Многообразие чувств и эмоций, богатство и глубина внутреннего мира человека становились для него неисчерпаемым источником творческих замыслов и оригинальности их музыкального воплощения. «Поэтичнейшим из музыкантов, которые когда-либо жили на свете», назвал Шуберта Ф.Лист.
Фортепианное трио №2 Ми-бемоль мажор – одно из последних сочинений композитора. Его премьера состоялась в Вене, 16 декабря 1827 года, в исполнении австрийского квартета Игнаца Шуппанцига, первого профессионального струнного квартета Европы. За год до смерти Шуберту посчастливилось не только присутствовать на этом историческом концерте, но и увидеть изданную партитуру произведения.
Фортепианное трио №2 неслучайно называют одним из вершинных достижений Шуберта в жанре камерно-инструментальной музыки. Яркая контрастность образов – лирических, драматических, праздничных и трагических, выразительность и красота мелодики, смелость гармонии, стройность формы, – всё это уже почти 200 лет неизменно привлекает лучших музыкантов мира (трио “Wanderer”, трио “Florestan”, “Trio di Parma”, “Beaux Arts trio”, «Трио имени Рахманинова», «Штутгартское фортепианное трио»; В.Ашкенази, П.Бадура-Шкода, И.Менухин, Л.Оборин, А.Рубинштейн, Р.Серкин, Д.Герингас, П.Казальс, С.Кнушевицкий, Д.Ойстрах, Я.Хейфец, Г.Пятигорский, И.Стерн, Г.Шеринг и др.).
Дмитрий Шостакович – выдающийся композитор ХХ века, гениальный художник-мыслитель, музыкальный летописец, отразивший непримиримые противоречия и неразрешимые конфликты своей эпохи, – оставил огромное по объёму и универсальное по охвату самых разных жанров творческое наследие.
Шостакович вошёл в историю музыки, прежде всего, как композитор-симфонист. Но не менее важной по значимости областью его творчества является камерная инструментальная музыка. Композитором создано пятнадцать струнных квартетов, два трио для фортепиано, скрипки и виолончели, сонаты для скрипки, для альта и виолончели и др.
Вершинами камерно-инструментальной музыки Д.Д.Шостаковича являются Фортепианный квинтет, Трио памяти И.И.Соллертинского, Восьмой квартет и его последнее произведение, ставшее «лебединой песней» композитора – альтовая соната.
Фортепианное трио №2 ми минор, ор.67 памяти И.И.Соллертинского было начато Д.Шостаковичем в конце 1943 года и закончено в августе следующего года. Произведение посвящено близкому другу композитора, выдающемуся музыковеду и театроведу, человеку блестящей эрудиции, Ивану Ивановичу Соллертинскому, безвременная смерть которого в феврале 1944 года глубоко потрясла Шостаковича. Получив страшное известие, он написал вдове Соллертинского: «невозможно выразить словами всё горе, охватившее меня, …жить без него будет невыносимо трудно».
Трагизм этого произведения, созданного в годы Великой Отечественной войны, выходит за рамки личного горя. В этом сочинении Шостакович размышляет над вечными темами войны и мира, жизни и смерти, добра и зла. Своим Трио композитор продолжил русские классические традиции мемориальной музыки П.Чайковского, С.Рахманинова, А.Аренского и др.
Премьера Фортепианного Трио состоялась в Ленинграде 14 ноября 1944 года. За роялем солировал автор, его партнерами были Д.Цыганов и С.Ширинский – участники знаменитого Квартета им. Бетховена. В дальнейшем исполнителями Трио становились такие выдающиеся музыканты как скрипачи Д.Ойстрах, Л.Коган, О.Каган, И.Стерн, Д.Белл, Г.Кремер, виолончелисты М.Ростропович, Н.Гутман, Йо-Йо Ма, М.Майский, пианисты Э.Гилельс, С.Рихтер, М.Аргерих, В.Ашкенази и др.
Фортепианное трио №2 Ф.Шуберта и Фортепианное трио №2 памяти И.И.Соллертинского Д.Шостаковича принадлежат к числу выдающихся произведений камерно-ансамблевой музыки XIX–XX веков. Погружение в звуковой мир шедевров Р.Шумана, Ф.Шуберта, И.Брамса, С.Франка, К.Сен-Санса, Г.Форе, А.Дворжака, П.Чайковского, С.Танеева, С.Рахманинова, Д.Шостаковича, А.Шнитке всегда становится незабываемым художественным событием как для исполнителей, так и для слушателей.