Шедевры разных эпох
Минский струнный квартет
Екатерина Мищанчук скрипка
Валентина Науменко скрипка
Елена Пранович альт
Анна Царёва виолончель
В концерте принимает участие Заслуженный артист Республики Беларусь Юрий Гильдюк фортепиано
В программе:
I отделение
В.А.Моцарт Струнный квартет №19 in C, K.465
Д.Смольский Струнный квартет №2
II отделение
А.Дворжак Фортепианный квинтет №2 in A, ор. 81
Свой путь в жанре струнного квартета Вольфганг Амадей Моцарт начал во время первого путешествия в Италию в 1770г., четырнадцатилетний композитор написал Струнный квартет №1. С тех пор композитор неоднократно возвращался к этому жанру, создав более двух десятков струнных квартетов, но по времени работа над ними распределялась неравномерно. После первого произведения такого рода следующие пятнадцать были созданы в 1772-1773гг., по прошествии почти десяти лет – в 1782-1785 гг. – он пишет шесть квартетов, посвященных Й.Гайдну, а последние четыре квартета написаны между 1786 и 1790 гг.
Создание «гайдновских квартетов» было связано с впечатлениями от произведений Й.Гайдна, созданных им в 1781г. Гайдн посвятил их наследнику российского престола – будущему императору Павлу I. Моцарт же посвятил свои квартеты, созданные под их впечатлением, «дорогому другу Гайдну». Но если прежде Моцарт подражал своему старшему современнику, то теперь он учится у Гайдна, сполна проявляя свою композиторскую индивидуальность. Полностью самостоятельно в этих квартетах все – тематизм, трактовка сонатного цикла. Ярко выражены в них особенности камерного стиля.
Круг образов, воплощенных в «гайдновских» квартетах, широк: светлый и грациозный Ля-мажорный квартет совсем не похож на динамичный Си-бемоль-мажорный или патетический Ми-бемоль-мажорный. Особым драматизмом, даже трагичностью отличается Струнный квартет №15 ре минор. Серию «гайдновских» квартетов завершает Струнный квартет №19 До мажор, известный как «Диссонанс» из-за жестких созвучий в его медленном вступлении. Все «гайдновские» квартеты весьма сложны, они определенно не рассчитаны на любительское исполнение.
Приведем цитату из монографии «Моцарт и его время» по поводу шести квартетов, посвященных Гайдну:
«Совершенно ясно, что в «Гайдновских» квартетах Моцарт перешел грань, нарушил «меру», жанровую норму, которой десятилетиями раньше с таким успехом следовал. И дело даже не в том, что его квартеты предназначены знатокам, а не любителям. Важно другое - Моцарт поставил под сомнение главную функцию квартета как жанра, предназначенного для совместного камерного музицирования. Не случайно, наверное, этот опус отнюдь не сразу был понят очень многими любителями, которых отпугнула его новизна. В наибольшей степени это относится, конечно, к До мажорному «Диссонантному» квартету KV465, особенно его медленному вступлению. Хорошо известен случай, рассказанный Констанцей уже после смерти Моцарта: Эти квартеты имели разную судьбу в разных странах. Когда ныне покойный Артариа отослал их в Италию, ему их вернули назад, полагая, что «при гравировке для печати было сделано слишком много ошибок. Впрочем, и в Германии то тут, то там это сочинение Моцарта встречали не лучше. Покойный князь Грассалкович, например, распорядился однажды, чтобы музыканты его капеллы разучили и сыграли ему эти квартеты. Слушая, он время от времени вскрикивал: «Вы играете фальшиво», и когда его убедили в обратном, взял ноты и порвал их прямо на месте.
Сложности испытывали, однако, не только дилетанты. Современник Моцарта Джакомо Готифредо Феррари в книге воспоминаний пересказал впечатления Паизиелло, который посетил Вену в 1784 г., встречался с Моцартом, слышал его музыку. В 1785-м он вернулся в Неаполь и партии моцартовских квартетов получил по почте:
Я попытался сыграть их с моими друзьями - дилетантами и профессорами, но нам удалось исполнить только медленные части, и даже их плохо. Я свел в партитуру некоторые части, в том числе фугу in G из Первого квартета. Потом показал ее прославленному композитору Гаэтано Латилле, который посмотрев на первую часть, сказал, что это совершенное произведение, но когда начал изучать искусные комбинации и модуляции II части и дошел до тактов, где начинается реприза, то бросил страницы на стол и воскликнул в экстазе: «Это самое великолепное музыкальное произведение, которое я когда-нибудь видел в моей жизни!»
Колоритный рассказ примечателен не только из-за восторженной реакции Латиллы. Еще более существенно, что Паизиелло с друзьями, среди которых были консерваторские профессора, не справился с исполнением моцартовской партитуры, пытаясь одолеть ее «с листа». Посвященные Гайдну квартеты стали, по-видимому, первым циклом, который определил новый статус жанра, практически полностью утратившего свою прикладную функцию и связь с культурой любительского домашнего музицирования. Они существенно превысили уровень сложности, типичный для ансамблевой музыки своей эпохи, и на долгое время остались островком в море более доступных и привычных произведений».
Судьбу Антонина Дворжака – и личную, и творческую – смело можно назвать счастливой. Он стал любимцем своего народа и общепризнанным мировым гением еще при жизни. В день 60-летия композитора во многих городах Чехии прошли концерты и празднества, гуляния в его честь. Во славу Дворжака ставились спектакли, выходили полностью тематические номера газет, этот день стал национальным праздником. Но сам Дворжак нигде не появился.
Антонин Дворжак является крупнейшим представителем чешского романтизма. Работал он много и плодотворно, поэтому и наследие его огромно: оперы, симфонии, вокальные и хоровые произведения, а также огромное количество камерной музыки – одних только струнных квартетов у него четырнадцать, а фортепианных квинтетов – два, причем оба в Ля мажоре. Первый (ор. 5) был написан в 1872 году, второй (ор. 81) – через пятнадцать лет.
Фортепианный квинтет №2 появился на свет почти случайно. В 1887 году композитор решил разобрать свои старые сочинения, которые не были опубликованы, чтобы представить какие-либо из них издателям. Он вспомнил о Ля-мажорном квинтете, который написал пятнадцатью годами ранее – но так и не смог его найти. Отчаявшись, композитор принялся за работу – и в результате родилось новое произведение, и тоже в Ля мажоре. Но только этим сходство двух квинтетов и ограничивается.
Фортепианный квинтет №2 написан уже сложившимся творцом, обладающим ярко выраженной индивидуальностью композиторского стиля, в котором важную роль играет национальное своеобразие музыки.
Симфоничность и масштабность музыкального развития здесь сочетается с лирически-исповедальным тоном, проникновенным мироощущением композитора. Произведение богато тонкими оттенками чувств, но в целом его отличает светлый колорит, который присущ многим творениям Антонина Дворжака.
В построении развернутого четырёхчастного цикла Квинтета взаимодействуют различные драматургические принципы, определяющие группировку частей. Первые две части – с их сосредоточенностью и психологической углубленностью – противопоставляются III и IV частям – жизнерадостным и подвижным. С другой стороны, II и III части образуют своеобразный «цикл в цикле»: обе части опираются на народные жанры, представляя собой две стороны чешского музыкального фольклора – лирическую песенность (Dumka) и оживленный танец (Furiant). В финале также присутствует тематический материал народно-жанрового характера, но он подвергается драматическому развитию.
Фортепианный квинтет №2 был впервые исполнен в 1888 году в Праге. Мелодичный, вдохновенный, совершенный по форме и богатый по эмоционально-образному содержанию, он приобрёл широкую популярность, которую не утратил и по сей день.