Неизвестный автор - Симфония Си-бемоль мажор из Забельской коллекции (найдена А.Фроловым, С.Немогай, реконструкция К.Яськова) мировая премьера
К.Яськов - Мистерия для народного голоса, струнных, ударных и фортепиано “Кросны Макошы”, мировая премьера
П.Чайковский - Серенада для струнного оркестра
Государственный камерный оркестр Республики Беларусь открывает новый сезон интереснейшей концертной программой, посвященной 80-летнему юбилею Белгосфилармонии: мировые премьеры и любимая классика прозвучат на сцене Большого зала 20 сентября.
В начале прошлого сезона по инициативе художественного руководителя и главного дирижера оркестра Евгения Бушкова Белгосфилармония ввела новую для белорусской музыкальной жизни форму творческого взаимодействия между концертным коллективом и современным композитором - composer-in-recidence. Суть этой формы заключается в приглашении автора к долгосрочному сотрудничеству с целью создания музыки для конкретных исполнителей и к конкретному событию. В конце 2016 г. таким приглашенным автором стал молодой белорусский композитор Константин Яськов. В результате его сотрудничества с оркестром появились две крупные партитуры: реконструированная композитором Симфония Си-бемоль мажор из Забельской коллекции неизвестного белорусского автора XVIII-XIX в., а также специально созданная мистерия для народного голоса, струнных, ударных и фортепиано «Кросны Макошы». Эти премьерные произведения вместе со всемирно известной Серенадой для струнных До-мажор ор.48 П.Чайковского составили концертную программу Государственного камерного оркестра.
«Забельская симфония» - уникальная архивная рукопись, найденная С.Немогай и А.Фроловым в Вильнюсских архивах и привезенная ими в Беларусь. Она представляет собой наиболее сохранившийся памятник в открытой этими музыковедами «Забельской коллекции» - нотного сборника белорусской музыкальной культуры эпохи классицизма и раннего романтизма. По исследованиям А.Фролова, первоначально симфония была создана и исполнена в Полоцке, в монастыре и коллегиуме доминиканцев в Забелах (сегодня д. Волынцы Верхнедвинского р-на), где в кон. XVIII - нач. XIX вв. существовал симфонический оркестр раннеклассического типа.
Название программы концерта, «Кросны Макошы», возникло в связи с новым произведением К.Яськова и имеет символическое значение. Макоша - богиня древних славян, покровительница женщин и ткачества, которая ткет холсты судьбы. Концертная программа Государственного камерного оркестра - это переплетение глубинных слоев национального песенного фольклора и достижений мировой академической музыкальной культуры, это связь различных эпох - архаической старины, классицизма, романтизма, современности. Однако есть лента, связывающая все это в единство - музыка как язык универсальных, извечных интонаций, способных передавать общечеловеческие чувства, эмоции, образы и смыслы, которые находятся за пределами слов и времени.