Вайнберг Моисей. Соната для виолончели соло №1
Имя М.Вайнберга широко известно в музыкальном мире. Д. Шостакович назвал его одним из выдающихся композиторов современности. В своем искусстве Вайнберг сумел найти особый, неповторимый стиль, восприняв при этом характерные устремления современной музыки (поворот к камернизации, неоклассицизм, поиски в области синтеза жанров). Каждое его сочинение - это глубокие и серьезные, навеянные важнейшими событиями века, мысли большого художника и гражданина.
Главная тема искусства Вайнберга - война, смерть и разрушения как символы зла. Сама жизнь, трагические повороты судьбы заставили композитора писать о страшных событиях минувшей войны, обращаться "к памяти, а значит, и к совести каждого из нас". Пропущенные сквозь сознание и душу лирического героя, трагические события приобрели особый, лирико-философский оттенок.
Особой нитью в творчестве Вайнберга проходит тема детства. Воплощенная в самых разных жанрах, она стала символом нравственной чистоты, правды и добра, олицетворением человечности, характерной для всей музыки композитора. С ней смыкается тема искусства как носитель важной для автора идеи вечности общечеловеческой культуры, нравственных ценностей. Образно-эмоциональный строй музыки Вайнберга отразился на специфических чертах мелодики, тембровой драматургии. Мелодический стиль вырос на песенной основе, связанной с польским и еврейским фольклором.
Индивидуальная неповторимость музыки композитора во всей полноте раскрывается в Сонате для виолончели соло №1. Произведение было создано в 1960 году специально для Мстислава Ростроповича, давшего ему чрезвычайно высокую оценку