Игорь Владимирович Оловников – народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, профессор Белорусской государственной академии музыки, родился в Минске, в семье народного артиста Беларуси, композитора В.В.Оловникова.
Музыкальное образование получил в Средней специальной музыкальной школе при Белорусской государственной консерватории (класс заслуженного деятеля искусств, профессора И.А.Цветаевой). Ещё будучи учеником школы, стал лауреатом республиканского (Минск), межзонального (Вильнюс) и международного (им. Б.Сметаны, Чехословакия) конкурсов пианистов. Продолжил обучение в Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (класс фортепиано профессора Я.В.Флиера и класс органа профессора Л.И.Ройзмана), а также в ассистентуре-стажировке названной консерватории (класс профессора М.С.Воскресенского).
Солист Белорусской государственной филармонии с 1980 года. Успешно гастролирует по стране и за её пределами: в России, Украине, Польше, Германии, Испании, Великобритании, Японии, Китае, в т.ч. на таких престижных концертных площадках, как Большой и Малый залы Московской консерватории, Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, Киевский дом органной музыки, Кафедральный собор «Мюнстер» и Бетховенский камерный зал в Бонне, Казальс-холл и Сакура-холл в Токио. Является участником многих известных музыкальных фестивалей. На Всемирном фестивале искусств в Северной Корее в 2002 году был удостоен высокой награды «Золотой кубок». Выступает как с сольными фортепианными и органными программами, так и в камерных ансамблях с известными солистами-инструменталистами, а также с симфоническими и камерными оркестрами. Репертуар Игоря Оловникова отличается исключительным жанрово-стилевым разнообразием. В поле его зрения – музыка от раннего Возрождения до образцов XXI века. Наиболее значительные проекты исполнителя – цикл из 6 концертов «Фантазии для клавишных инструментов» (орган, клавесин, фортепиано); монографические концерты из сочинений И.С.Баха, Л. ван Бетховена, Ф.Шопена, Р.Шумана, Ф.Листа, И.Брамса, русских классиков, белорусских композиторов прошлого и современности. Оригинальные органные программы последних лет – это «Шесть веков хорала» и «Семь веков светской музыки», где были представлены сочинения от XIV века до наших дней. К 200-летнему юбилею Ф.Шопена исполнитель подготовил два фортепианных выступления, в которых прозвучали все сонаты, баллады и скерцо, а также баркарола великого композитора. Трехсотлетие фортепианной музыки пианист отметил программой «Страницы популярной классики», включавшей наиболее известные фортепианные миниатюры трех веков, а 80-летие Союза белорусских композиторов – исполнением собственных обработок лучших страниц национальной классики. Нередко Игорь Оловников сочетает исполнение в одном концерте фортепианных и органных сочинений. Жанр фортепианного концерта представлен в репертуаре пианиста многими концертами В.А.Моцарта, всеми концертами Л. ван Бетховена, концертом №1 П.Чайковского, концертом №2 С.Рахманинова, концертами №1–2 С.Прокофьева, концертом Э.Грига, рапсодией Дж.Гершвина, многими другими европейскими и белорусскими концертами. С ними он выступал в содружестве с такими известными дирижёрами, как В.Дубровский, Ю.Ефимов, Г.Проваторов, М.Янсонс, А.Чистяков, Л.Кремер, В.Дударова, А.Анисимов и др.
Виртуозная исполнительская техника, яркая образность музыкального мышления, строгая архитектоника музыкальной формы и мягкая манера интонирования определяют индивидуальный пианистический стиль музыканта. Его предпочтения – органная музыка И.С.Баха, фортепианные сонаты Л. ван Бетховена, крупные сочинения Ф.Шопена, Р.Шумана, Ф.Листа и С.Рахманинова. Вместе с тем, большое значение при составлении репертуара исполнитель придает разнообразным миниатюрам, наиболее соответствующим детским концертам и общению с неподготовленной публикой. Подобные выступления пианист часто сопровождает собственными комментариями к произведениям, которые подаются в форме непосредственной и увлекательной беседы со слушателем.
Игорь Оловников является автором примерно ста концертных обработок (транскрипций) для фортепиано органных, оркестровых и вокальных произведений И.С.Баха, В.А.Моцарта, С.Франка, К.Сен-Санса, И.Брамса, С.Рахманинова, П.Чайковского, Д.Шостаковича, музыки белорусских композиторов: А.Богатырёва, В.Оловникова, Г.Вагнера, Е.Глебова, С.Кортеса, А.Мдивани. Большинство из последних выполнено по предложению авторов. Благодаря эффектным виртуозным качествам, яркой образности и удобству изложения, транскрипции получили широкое распространение не только в Беларуси, но и за рубежом. Они постоянно включаются пианистами в концертный и конкурсный репертуар, записываются на диски, используются в педагогической практике. Многие из них изданы в различных сборниках фортепианной музыки. Авторский сборник фортепианных транскрипций с вступительной статьей Игоря Оловникова был опубликован Белорусской государственной академией музыки в 2009 году. В 2011 году пианист выступил с сольным концертом на московском традиционном фестивале фортепианной транскрипции.
Пианист ведёт большую музыкально-просветительскую работу, ежегодно выступая с циклами лекций по профессиональной тематике как в системе повышения квалификации специалистов, так и на различных форумах музыкантов во многих городах Беларуси и зарубежья. В 2009 и 2010 гг. на базе Факультета повышения квалификации Белорусской государственной академии музыки он осуществил чтение авторского курса по проблематике музыкально-исполнительской выразительности на фортепиано для слушателей среднего и высшего звена.
Важной стороной деятельности музыканта служит пропаганда национального музыкального наследия. Он является первым исполнителем многих сочинений белорусских авторов, таких как Фортепианный концерт Л.Абелиовича, концерты №2–4 и Концертные вариации для фортепиано с оркестром Г.Вагнера, Фортепианный концерт и Соната «Искушение» А.Короткиной и др. Под его редакцией издано около 20 сборников фортепианной музыки белорусских авторов прошлого и настоящего, например, «Виртуоз», «Пианист», «Музыка семьи Ельских», «Музыка семьи Огинских», фортепианные сочинения Я.Тарасевича, Н.Орды, Ф.Миладовского, А.Абрамовича, Е.Глебова и мн.др.
Более двадцати пяти лет занимается педагогической деятельностью. С 1987 по 1993 год возглавлял кафедру специального фортепиано Белорусской государственной академии музыки. С 1993 года – профессор по должности. Проводит мастер-классы для молодых пианистов не только в Беларуси, но и в Японии, Тайване, Франции, Польше, России, других странах. Среди его учеников – лауреаты и дипломанты международных конкурсов – И.Сергей, А.Шибаева, Ю.Ширинова, А.Сапега, В.Шацкая, М.Климович и др. Неоднократно выступал в качестве руководителя и консультанта дипломных работ и магистерских диссертаций студентов академии; в его архиве – не менее 50 рецензий на различные научно-исследовательские работы, статьи и диссертации коллег и студентов, написанные по их просьбе.
Игорь Оловников является бессменным председателем жюри международных конкурсов пианистов в Беларуси, входит в состав жюри конкурсов других стран. В течение десяти лет являлся членом специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи. В 1986 году удостоен звания «Заслуженный артист Республики Беларусь», а 1998 – звания «Народный артист Беларуси». В 1994 году за концертные программы удостоен Государственной премии Республики Беларусь. С 1996 года – вице-президент Белорусской ассоциации педагогов фортепиано (БелЕРТА). С 2002 года – Почётный академик международной академии наук Евразии (IEAS). С 2006 года утвержден ВАК в учёном звании профессора. В 2005 году награждён медалью Франциска Скорины, в 2007 – юбилейной медалью Международного союза музыкальных деятелей (ВМО) и нагрудным знаком Министерства культуры Республики Беларусь «За вклад в развитие культуры Беларуси», в 2012 – нагрудным знаком Союза музыкальных деятелей Республики Беларусь «За вклад в развитие музыкального искусства», в 2014 – почётным знаком Белорусского профсоюза работников культуры. Имеет поздравительные письма Президента Республики Беларусь, благодарности премьер-министра и министра культуры Республики Беларусь, многочисленные грамоты международных музыкальных фестивалей.