Вольфганг Амадей Моцарт. Сонаты для скрипки и клавира Си-бемоль мажор KV 378 и Соль мажор KV 379
Си-бемоль мажор KV 378
. Allegro moderato
II. Andantino sostenuto e cantabile
III. Rondo. Allegro
Соль мажор KV 379
I. Adagio - Allegro
II. Andantino Cantabile [Theme and Variations]
III. Allegretto
Сонаты для скрипки и клавира Си-бемоль мажор К. 378 и Соль мажор 379 В.А.Моцарта входят в число шести сонат, выпущенных в 1781 году издательством Artaria и Co. Эти произведения представляют собой своего рода два взгляда на сонатный цикл: если соната Си-бемоль мажор является типичным образцом классической сонаты с присущим ей соотношением частей (I – сонатное allegro, II – сдержанное Ми-бемоль мажорное Andantino в трёхчастной форме, III – жизнеутверждающее рондо), то трактовка цикла в сонате Соль мажор неоднозначна. Отсутствие тонального контраста между частями (части отличаются только ладово – средняя часть написана в соль миноре) придаёт циклу черты сюиты. Более того, сама классическая пропорция в соотношении сонатных частей здесь переосмыслена. По мысли Г.Аберта, известнейшего исследователя творчества В.А.Моцарта, «соната допускает различные трактовки основной тональности. Написана ли соната в g-moll и не предназначены ли обе её мажорные части только для подготовки и разрешения или же минорная часть является лишь мрачным эпизодом в светлом окружении? Тот, кто вообще знает Моцарта и особенно эту соль-минорную часть, решит, что она является настоящим ядром сонаты. Существует мало пьес, в которых Моцарт запечатлел взрывчатую страсть в столь концентрированной и лапидарной форме. Куда подевалась былая итальянская болтливость? Даже разработка стиснута до нескольких тактов, и тем сильнее воздействуют скромные, но красноречивые расширения в репризе. … Однако, кроме значительного содержания эти сонаты [К.377 и К.379] отличает совершенная гармония между поэтическим и концертным, виртуозным элементом. О прошлых временах напоминает разве что заголовок – «Сонаты для клавира в сопровождении скрипки». В действительности о каком-либо сопровождении в смысле подчинения скрипки клавиру тут нет и речи. Перед обоими исполнителями ставятся одни и те же технические требования, оба принимают одинаковое участие в развитии тематического материала».
Ноты произведений