Свою первую скрипичную сонату Моцарт начал сочинять в 1762 г., в возрасте 6 лет, последняя появилась в 1788, в один год с симфониями №39–41. Всего же композитор написал более трех десятков сонат для скрипки.
Скрипичная соната КV.304 ми минор вошла в сборник из шести сонат, выпущенный в 1778 г. в Париже с посвящением курфюрстине Пфальца и Баварии Элизабете Августе.
Сочинялись сонаты в феврале в Мангейме и в Париже без всякого заказа с чьей-либо стороны. Напротив, ради них Моцарт отложил срочную и очень нужную в финансовом отношении работу над флейтовыми квартетами и концертами. В письме к отцу он оправдывался: «Как Вы знаете, я тупею, если мне приходится все время писать для некоего инструмента (который я терпеть не могу); следовательно, время от времени я для перемены сочинял что-нибудь иное – клавирные дуэты со скрипкой».
Двухчастная Соната ми минор КV.304, резко порывающая с «галантным стилем», принадлежит к наиболее романтичным произведениям Моцарта. Её драматичная и страстная первая часть – в духе стилистики направления «Буря и натиск» - контрастирует финальному менуэту. Широкие, певучие темы, мечтательный лиризм и экспрессивные, поражающие мрачными прозрениями страницы сонаты неизменно вызывают не только восхищение слушателей, но и попытки связать ее музыкально-образный мир с фактами биографии композитора. Знаток моцартовского наследия Герман Аберт писал: «Таких глубоко трагичных звуков, как в скрипичной сонате e-moll, мы долгое время не слышали у Моцарта. Было ли это воспоминанием о мангеймской сердечной катастрофе, которое овладело им (в Мангейме Моцарта подстерегла любовь к Алоизии Вебер, старшей сестре его будущей жены, в штыки воспринятая его отцом), или проявлением чувства одиночества в чужом, враждебном городе? Во всей сонате... нет ни одного такта, который не был бы пережит пылким сердцем».
Билетная касса: