Оливье Мессиан. «L'Ascension. Quatre Meditations symphoniques» (1932-33, 1948)
1. Majesté du Christ demandant sa glore à son Pére / Величие Христа просящего Отца прославить Его
Отец, час пришёл, прославляй Сына, чтобы Сын прославлял тебя
2. Alléluias sereins d'une âme qui desire le ciel / Светлая Аллилуйа души, жаждущей небес
Мы Тебя умоляем, о Господь... Сделай, чтобы мы духом жили в небесах.
3. Alléluia sur la trompette / Аллилуйя на трубе
Вспышка радости души пред лицом Славы Христа, которая и ее Слава
4. Prière du Christ montant vers son Père / Молитва Христа, возносящегося к своему Отцу
Отец... Я, перед людьми проявил Твоё имя. Вот меня нет больше в этом мире; но они в мире, а я иду к Тебе
Четыре медитации для симфонического оркестра «Вознесение» Оливье Мессиана. Правоверный католик, композитор, органист, музыкальный теоретик, ученый и педагог, Оливье Мессиан создал свою музыкальную и мировоззренческую Вселенную, свой музыкальный и ритмический порядок, и при этом сам уверял, что не придумал ничего нового. «Будучи человеком религиозным, он не брал на себя ответственность за то, что он сам что-то изобретает. Он обращался к тому, что уже было сделано» (Татьяна Цареградская). При этом особенность религиозных представлений композитора, воплощённых в его сочинениях, связана не только и не столько с интеллектуальным постижением мудрости творения, сколько с поэтически окрашенным, красочным и пантеистическим восприятием «божественного». Определение «медитация» говорит об углублённой сосредоточенности, погружении, «пребывании в» – состоянии, когда восприятие осуществляется непосредственно на духовном уровне. И объектом для такого созерцания в музыке О.Мессиана становится «свет неизреченный», ослепительная красота светоносного, лучезарного Бога, Духа (Универсума). Четыре части «Вознесения» отражают ключевые факты-состояния Библейской истории: небесное — «величие Христа» перед тем, как исполнить своё предназначение; земное — «душа, жаждущая небес»; земное и небесное – «вспышка радости души пред лицом Славы Христа»; и, наконец, снова небесное – «вознесение» Христа к Отцу.
Инна Карпук