Сергей Кортес. «Последний Инка», симфонические фрески по музыке к одноименному балету (либретто Риккардо Реймена и Густаво Эррера)
1.Зов судьбы
2.Народ
3.Пробуждение
4.Вызов предков
5.Колонизаторы
6.Восстание
7.Победа
8.Сцена Тупака Амару и Микаэлы. Предательство
9.Поражение
10.Прощание
11.Казнь
12.Финал
Сергей Альбертович Кортес относится к числу самых известных белорусских деятелей культуры и искусства. Родился 18 февраля 1935 г. в чилийском городе Сан-Антонио, детство и юность провел в Буэнос-Айресе. В 1955 г. приехал в Минск, 1962 г. окончил отделение композиции Белорусской государственной консерватории (по классу Н.И. Аладова и А.В. Богатырева), в 1969-м – ассистентуру-стажировку под руководством профессора Н.И. Пейко.
С. Кортес работал музыкальным редактором в Национальном академическом драматическом театре им. М. Горького, Национальном академическом театре им. Я. Купалы, киностудии «Беларусьфильм». Более 10 лет возглавлял Национальный академический Большой театр оперы Республики Беларусь, добившись признания белорусского оперного искусства на международной арене. Преподает в Белорусской государственной академии музыки, с 1999 г. возглавляет Белорусское отделение Международного института театра при ЮНЕСКО.
С. Кортес – народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь.
Симфонические фрески «Последний Инка» (Сюита из балета). 20 лет прошло со дня постановки 1 ноября 1990 года балета «Последний Инка» на сцене зала им. Гарсиа Лорки Большого театра Гаваны. Созданный по заказу Национальный балета Кубы и его художественного руководителя Алисии Алонсо, балет С. Кортеса стал воплощением актуальных идей последней трети ХХ века и представляет интерпретацию еще одной притчевой темы – насилие над свободой – через образ-символ Гидры, олицетворяющей колонизаторов-поработителей.
В основу балета «Последний Инка» положена история о судьбе народа инков, расцвете и гибели одной из величайших империй. Главный герой балета, Хосе Габриэль Кондорганки, спустя столетия после захвата государства инков, берет себе имя Тупака Амару, легендарного предводителя инков против испанских завоевателей. Он принимает зов предков к освобождению народа от многовекового гнета. Жизнь героя, его стремления, идеалы, любовь верность своему народу и желание сохранить независимость были положены в основу сюжетной линии балета С. Кортеса: «Мне хотелось показать процесс преображения народа порабощенного и свободного, запечатлеть образ завоевателей сквозь призму толщи веков, музыкально осмыслить человеческие взаимоотношения на разных психологических гранях».
Симфонические фрески включают основные сюжетные и драматургические этапы балета и построены на чередовании действенных активных и обобщающих комментирующих эпизодов. Звуковая партитура фресок насыщена ритмами и музыкальными темами, воплощающими многоголосие жизни народа инков, витальную природу Царства Солнца – Перу, историю военных действий... Это музыкально-философские размышления о рабстве и свободе, жертвенности, предательстве и вечных ценностях.
Наталия Ганул