Вячеслав Кузнецов. "Числа Фибоначчи, звучащие прогрессии для органа"
Звуковой образ композиции обладает характеристиками медитативности, статичности, наполненной внутренним вариантным движением. Данные характеристики подчёркнуты ровной динамикой mf . основная идея сочинения - воплощение музыкальными средствами стройной числовой композиции, представляющей контрапункт рядов Фибоначчи.
В музыке присутствуют два плана претворения ряда Фибоначчи:
• звуковысотный,
• композиционный.
Первый числовой ряд определяется следующим образом. Композитором избран звукоряд, каждый звук которого обозначается цифрой от 0 до 9 [Схема Б.6]. В мелодической линии последовательно зашифровываются числа ряда Фибоначчи: 49 полных чисел Фибоначчи (от 1 до 12592269026) и одно незавершённое (2037). Мелодика сочинения не подчиняется музыкальным закономерностям, а является прямой проекцией числового ряда, следовательно цезуры в мелодическом развитии также объясняются исключительно числовыми последовательностями. С целью избегания ладовой напряжённости, придания ладу большей мелодичности и определённости в основном звукоряде (в ладовом отношении он соответствует a moll натуральному) пропускается звук g (седьмая и самая неустойчивая ступень лада). Таким образом композитор достигает необходимого баланса музыкальной и математической составляющей.
Основная тенденция развития мелодической линии – расширение диапазона (звуковысотное воплощение прогрессии), активизируется в последней фразе двукратной октавной транспозицией.
Мелодическая линия верхнего голоса, являющаяся носителем звуковысотного числового ряда, дублируется средним голосом. Вся же фактура базируется на нижней линии – педали «а».
Следующий план воплощения ряда Фибоначчи – композиционный. Композиция складывается из накопления мелодических фраз, из количеств звуков в которых выстраивается ряд от 1 до 55. Однако этот ряд дан в усложнённом виде - не в прямом движении, а с повтором суммируемых членов ряда: 1 2 3 2 3 5 3 5 8 и т.д. Для акцентирования композиционного деления и усиления фонического эффекта длительного звучания каждый предпоследний звук фразы продляется вплоть до окончания последнего звука.
Два основных ряда Фибоначчи дополнены вкраплениями третьего, состоящего из длительностей фермат: одна фермата в начале протяжённостью 3" и три в конце по 13", 8" и 5". Как видно, числа вписываются в отрывок ряда, данный не в прямом движени, а с обратной перестановкой последних трёх составляющих.
Таким образом, "Числа Фибоначчи" представляют собой мультимедиа-проект, основанный на средах музыки и математики. Причём при господствующем характере математики, композитор добивается истинно «музыкального» звучания, тщательно продумывая ладовые средства.
Ольга Егорова. Структура и свойства музыкального гипертекста (на примере творчества В.Кузнецова)