Индивидуальность Михаила Петухова определяется поэтичностью и строгостью, ассимиляцией полнокровного арсенала технических средств, уверенностью и пристальным вниманием ко всему, что придает музыкальному звуку ту неуловимую особенность, которая не может оставить нас равнодушными, власти которой мы покоряемся... редкая для такого возраста зрелость»,— писала бельгийская газета «Libre Belgique» о молодом русском пианисте, ставшем лауреатом VII Международного конкурса имени королевы Елизаветы в Брюсселе.
Заслуженный артист России Михаил Петухов родился в Варне, в семье геологов, где благодаря высокодуховной атмосфере, рано определились музыкальные привязанности мальчика. Под руководством Валерии Вязовской он совершает свои первые шаги в освоении законов фортепианной игры и уже с 10 лет принимает участие в концертах, часто исполняя и собственные сочинения. Встреча с известным композитором Борисом Лятошинским определила профессиональное будущее мальчика и укрепила в нем уверенность в собственных творческих силах.
Занимаясь по классу фортепиано и композиции у прекрасных педагогов Киевской специальной музыкальной школы Нины Найдич и Валентина Кучерова, Михаил сближается с представителями композиторского авангарда в лице Валентина Сильвестрова, Леонида Грабовского и Николая Сильванского, а также обретает свое первое европейское признание на 4-м Международном конкурсе пианистов имени Баха в Лейпциге, где завоевывает бронзовую награду. Дальнейшая судьба музыканта неразрывно связана с Московской консерваторией, где он учится в классе выдающейся пианистки и композитора Татьяны Николаевой. Его активная творческая жизнь в разное время обогащается контактами с такими крупнейшими музыкантами современности, как Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Георгий Свиридов, Карл Элиасберг, Александр Свешников, Тихон Хренников, Альберт Леман, Юрий Фортунатов и многие другие. Еще будучи студентом, Петухов создает множество сочинений самых различных жанров и в числе их оперу «Мессинская невеста» на текст Шиллера. Соната для скрипки соло, написанная в 1972 году, получает высокую оценку великого Давида Ойстраха.
Крупнейшим событием творческой жизни Петухова стало общение с Дмитрием Шостаковичем, который восторженно отозвался о молодом артисте. Впоследствии известный бельгийский критик Макс Вандермасбрюгге в своем эссе «От Шостаковича к Петухову» писал:
«Встречу с музыкой Шостаковича в исполнении Петухова можно рассматривать как продолжение последним творчества Шостаковича, когда старший поощряет младшего настойчивому развитию его мыслей... Сколь велика была бы радость мэтра!»
Интенсивная концертная деятельность артиста, начавшаяся ещё на школьной скамье, была, к сожалению, в течение длительного времени неизвестна западному миру. Когда после успеха на брюссельском конкурсе последовали многочисленные приглашения из Европы, США и Японии, непреодолимая преграда всем известной политической обстановки в бывшем СССР воспрепятствовала выездам Петухова за рубеж. Международное признание возвращается к нему лишь в 1988 году, когда итальянская пресса называет его одним из наиболее талантливых концертирующих артистов современности. Этой оценке вторит высказывание известного дирижёра Саулюса Сондецкиса: «Игру Петухова отличают не только исполнительская яркость и редкое виртуозное мастерство, но и глубокое понимание музыкальной драматургии и стилистических особенностей исполняемой музыки. Петухов — исполнитель, у которого очень гармонично сочетаются порыв и темперамент виртуоза, спокойствие, мудрость знатока и эрудиция».
Репертуар Михаила Петухова, состоящий из множества сольных программ и свыше 50 концертов для фортепиано с оркестром, простирается от музыки доклассического периода до самых новейших сочинений. При этом любой из авторов находит в интерпретации пианиста оригинальную, свежую, но всегда стилистически достоверную трактовку.
Мировая пресса единодушна в своих высказываниях, отмечая у артиста «сочетания величия и сокровенного лиризма в Бахе, возвышенную простоту в Моцарте, сказочную технику в Прокофьеве, утонченность и волнующее исполнительское совершенство в Шопене, великолепный дар колориста в Мусоргском, широту мелодического дыхания в Рахманинове, стальной удар в Бартоке, ослепительную виртуозность в Листе».
Концертная деятельность Петухова, продолжающаяся уже почти 40 лет, вызывает огромный интерес во всём мире. Его восторженно принимает публика Европы, Азии, США, Латинской Америки. Трудно перечислить все крупнейшие мировые сцены, на которых пианист давал концерты или выступал в качестве солиста с крупнейшими оркестрами мира под управлением многих знаменитых дирижеров. Среди них — Большой театр, Берлинская и Варшавская филармонии, Гевандхаус в Лейпциге, Миланская и Женевская консерватории, Национальная Аудитория Мадрида, Дворец Изящных Искусств в Брюсселе, Театр Эродиум в Афинах, Театр Колон в Буэнос-Айресе, Ашер-Холл в Эдинбурге, Лидер-Хале в Штутгарте, токийский Сантори-Холл, Будапештская и Филадельфийская музыкальные Академии.
За свою творческую жизнь музыкант дал около 2000 концертов.
М.Петухов имеет многочисленные записи на радио и телевидении разных стран. Он также записал 15 компакт-дисков для фирм Pavane (Бельгия), MonoPoly (Корея), Sonorа (США), Opus (Словакия), Pro Domino ( Швейцария), Melopea (Аргентина), Consonance (Франция). Среди них такие весьма престижные записи, как Первый и Второй концерты Чайковского из Театра Колон и Третий концерт Рахманинова из Большого театра.
Михаил Петухов является профессором Московской консерватории, в которой преподает уже 30 лет. Он также проводит ежегодные мастер-классы во многих странах мира и участвует в работе жюри различных международных конкурсов.
Весьма обширно также композиторское творчество Михаила Петухова, автора сочинений самых различных жанров: для оркестра – «Севастопольская сюита», симфоническая поэма «Воспоминание о Брюгге», Чакона «Монумент Шостаковичу», Ноктюрн «Грезы Белых ночей», Фортепианный и скрипичный концерты; камерно-инструментальных: «Романтическая элегия» для фортепианного трио, Соната-фантазия «Лукреция Борджиа» (по В.Гюго) для фагота и фортепиано, Струнный квартет, Фортепианная соната памяти Шостаковича, «Аллегории» для контрабаса-соло, «Три полотна Леонардо» для ансамбля флейт; вокальных – романсы на стихи Гёте для сопрано и фортепиано, Триптих для баса-баритона и духовых инструментов; хоровых произведений – Два эскиза памяти Лятошинского, японские миниатюры «Исэ моногатари», Молитва, 50-й Псалом Давида, Триптих Николаю Чудотворцу, Четырех Духовных концертов, Божественной Литургии от Иоанна Златоуста.
Музыка Петухова неоднократно исполнялась в рамках крупных фестивалей стран СНГ, а также в Германии, Австрии, Италии, Бельгии, Франции, Испании, Португалии, Японии, Республике Корея, с участием таких знаменитых музыкантов современности, как Ю.Симонов, С.Сондецкис, М.Горенштейн, С.Гиршенко, Ю.Башмет, Дж.Бретт, А.Дмитриев, Б.Тевлин, В.Чернушенко, С.Калинин, Ж.Окторс, Э.Гантер. Бельгийская фирма Pavane выпустила диск «Петухов играет Петухова».
Обладатель премии «Napoli Cultural Classic 2009» в номинации «Лучший музыкант года».
Источник: официальный сайт пианиста
Билетная касса: