Людвиг ван Бетховен (1770 - 1827) - Соната для виолончели №3 Ля мажор, ор.69
Allegro ma non tanto
Scherzo. Allegro molto
Adagio cantabile
Allegro vivace
Год создания: 1808
Виолончельные произведения Л. ван Бетховена сравнительно немногочисленны. Перу композитора принадлежат пять сонат и три вариационных цикла для виолончели и фортепиано. Однако эти сочинения (прежде всего сонаты) относятся к подлинным жемчужинам камерного виолончельного репертуара, ярко отражая эволюцию бетховенского стиля.
Как известно, жанр виолончельной сонаты не имел образцов в творчестве непосредственных предшественников Бетховена, – примером же для бетховенских виолончельных и скрипичных сонат, безусловно, послужили зрелые скрипичные сонаты Моцарта, где осуществлена реформа в соотношении участников ансамбля — полное равенство скрипки и фортепиано. Принципы моцартовской реформы Бетховен переносит в виолончельные сонаты, где виолончель и фортепиано впервые выступают как равные партнеры, указывая дальнейшие пути развития жанра.
Третья соната ля мажор, op. 69 была начата Бетховеном 1809 году, закончена к весне следующего года и впервые издана в 1809 году с посвящением другу композитора одаренному виолончелисту барону Игнацу фон Гляйхенштейну. На посвящении Бетховен обозначил: «Inter Lacrimas et Lucrum» («Среди слез и печалей»), – очевидно, намекая на тяжкие беды, обрушившиеся в то время на Австрию в связи с наполеоновскими войнами. Современница Пятой и Шестой симфоний, третья соната близка им возвышенной красотой музыкальных образов, широтой круга настроений, ясностью драматургического развития. Музыка сонаты, светлая и жизнеутверждающая, озарена поразительным вдохновением, чарует мелодической свежестью и проникновенностью.
Партитура произведения на International Music Score Library Project (IMSLP)