Билетная касса:

+375 17 396-16-17

Заказ билетов

Год качества

Бах И.С. Ария с различными вариациями ("Гольдберг-вариации"), BWV 988

Иоганн Себастьян Бах - Ария с различными вариациями ("Гольдберг-вариации"), BWV 988

Михаил Друскин:

Композитор написал «Гольдберговские вариации» по заказу графа Кайзерлинга..., И.Г.Гольдберг, ученик Вильгельма Фридемана и Иоганна Себастьяна, служил у графа в Дрездене, и ему надлежало услаждать игрой на клавесине страдавшего бессонницей российского вельможу. Казалось бы, произведение «на случай». Но для Баха оно было не «проходным»: мастер осуществил в нем многоуровневый сложный композиционный план, поражающий изобретательностью и образным богатством.

Это одно из самых крупных по размеру, единое по замыслу произведение Баха. Он назвал его «Арией с различными вариациями» и опубликовал в четвертой части «Клавирных упражнений». (Ныне высказывается предположение, что публикация состоялась не в 1742 году, как обычно, в том числе и мною, указывалось, а между 1742-м и 1745-м. Посвящение Кайзерлингу там отсутствует; не потому ли, что графу был подарен первоначальный и, быть может, не столь обширный вариант? Автограф не сохранился.)

По каким параметрам изучать этот композиционный план? Любой, взятый изолированно, ведет к схематизму, ибо в произведении сочетаются разные струи: расчлененная танцевальность и пассажная моторность, ариозная кантилен-ность и виртуозность, гомофония и контрапунктическое мастерство. В отличие от других баховских вариационных циклов, в основу вариаций положена здесь не тема, а структура Арии в целом. Выдержанная во французской галантно изукрашенной манере, она являет собой сарабанду менуэтного типа (заимствована из Нотной тетради Анны Магдалены 1725 года; принадлежность музыки Баху не бесспорна) и состоит из двух равных колен (16+ 16 тактов); каждое колено, по указанию автора, повторяется. Так же построены все вариации, только в некоторых ( 3, 9, 21, 30 — все это каноны! ) в такте совмещены два такта Арии, отсюда соотношение 8 + 8.

Удержанный бас — в канонах он скрыто наличествует в других голосах — напоминает о чаконе. Но это лишь внешнее сходство, так как варьируется вся мелодико-гармоническая ткань Арии, причем необычно.

Вариации (их тридцать) организованы по «тройкам»: каждая третья — канон. Три — сакральный символ троичности, а канонов десять, что соответствует декалогу, также сакральному числу «десяти заповедей». Каноны следуют согласно возрастанию интервалов имитации от примы до ноны, а в 30-й вариации, названной Quodlibet («что угодно», «кому что нравится», или — в вольном переводе — «кто во что горазд»), на удержанном басу проводятся каноном две народные песни. Таков один скрытый пласт композиции, скрытый — потому что лишь ухищренное, натренированное ухо отделит эти вариации от других: не как хитроумные контрапунктические сплетения воспринимаются каноны на слух, а то как кантиленные пьесы (№ 9, 15, 21), то как сицилиана ( №24) или бурре ( №18). Характеристическая танцевальность ощущается и в других полифонических вариациях (фугетты в №10 и 22).

Строение произведения двухфазно. Коль скоро оно начинается и — без изменений — завершается Арией, то всего пьес в цикле тридцать две. «Ось» же приходится на сердцевину — №16, обозначенный автором: «Французская увертюра». По обе стороны оси расположены диссимметрично перекликающиеся аналогические повторы. Это второй композиционный план. Вот примеры соответствий:

танцевальные:

7, 10

19, 20

моторные:

5, 11, 11, 14, 17

20, 23, 26, 29

лирические центры:

13 (Dur)

25 (moll)

фугетты:

7

22

Но есть еще третий архитектонический план, который привносит в композицию (в противовес принципам обрамления и диссимметрии) еще один уровень развития — линейный, устремленность к кульминационным зонам, что обусловлено усилением роли виртуозности и что полностью осуществляется после главного лирического центра — №25, одного из лучших Adagio в инструментальном творчестве Баха. Если ранее то и дело прорывались элементы виртуозной техники, широкого охвата регистров или — в манере Скарлатти — «скрещения», перекидки рук (предполагалось исполнение на двухмануальном клавесине), то теперь возникают двойные трели и приемы marteljato, чуть ли не предвосхищающие Листа ( №28, 29). Внутреннее напряжение Adagio сменяется внешне динамическим нагнетанием, но Бах «снимает» его народным юмором Quodlibet и, верный себе, всю композицию обрамляет Арией. Он одновременно и на пути к финальной кульминации (пути, проложенном Генделем и ведущем к венской классике), и противостоит этой тенденции, оставаясь приверженцем эстетики барокко.

М.Друскин. Иоганн Себастьян Бах. – М.: Музыка, 1982. – С.352-354


Альберт Швейцер:

Четвертая часть «Клавирных упражнений» появилась снова в Нюрнберге, но не у Вейгеля, а у Балтазара Шмидта, издававшего также сочинения Эммануила. Она содержала «Гольдберговские вариации». Гольдберг был клавесинистом у графа Кайзерлинга, покровителя Баха; Кайзерлинг занимал пост русского посланника при дрезденском дворе. Именно он помог Баху получиь звание придворного композитора, во всяком случае, сообщение о назначении прошло через его руки. Гольдберг учился у Фридемана, жившего в то время в Дрездене. Приезжая со своим графом в Лейпциг, что, по Форкелю, случалось часто, он стремился встретиться с Бахом, чтобы извлечь от общения сним что-либо полезное. О возникновении вариаций Форкель сообщает:

«Граф Кайзерлинг бал слаб здоровьем и часто страдал бессонницей. Гольдберг, живший у него в доме, в подобных случаях должен был проводить ночь в соседней комнате и играть ему во время бессонницы. Однажды граф сказал Баху, что он был бы рад получить для своего Гольдберга клавирные пьесы нежного и несколько оживленного характера, чтобы они немного развлекали его в бессонные ночи. Бах решил, что для этого более всего пригодны вариации, хотя сочинение в подобном роде он считал неблагодарной работой, поскольку гармоническая основа оставалась в них неизменной... Граф называл это произведение своими вариациями. Он мог без конца слушать их и долгое время, как только наступали бессонные нони, говорил: .«Любезный Тольдберг, сыграй же мне одну из Моих вариаций». Бах, может быть, никогда не был так щедро-награжден за свою работу, как за ети вариации. Граф подарил ему золотой кубок, наполненный сотней луидоров».

Бах не чувствовал особенной склонности к вариационной форме: помимо «Гольдберговских вариаций», у него есть еще только одно не представляющее большого интереса юношеское произведение подобного рода: «Afia variata alla maniera ita-liana» («Ария, варьированная в итальянской манере»; Б. XXXVI, стр. 203—208). Известно, что и в органной музыке он скоро отказался от вариаций на хоральные мелодии.

Тема «Гольдберговских вариаций» взята из «Клавирной книжечки», сочиненной в 1725 году для Анны Магдалены Бах. Это сарабанда на мотив i«Bist du bei mir» («Когда бываешь ты со мною»). Пьеса существовала уже десять лет, прежде чем Бах решил написать на нее вариации.

Собственно говоря, это вариации не на тему, а преимущественно на ее басовую Основу. Ею вдохновлена фантазия композитора, так что это 'скорее нечто вроде пассакальи, нежели вариации.

Полюбить это произведение после первого же прослушивания невозможно. С ним надо ожиться и вместе с Бахом последнего периода заставить себя подняться на высоту, где от голосоведения требуется уже не естественная прелесть звучания, но абсолютная свобода движения, которая и дает радость и удовлетворение. Тогда испытываешь тихое, радостное утешение, которое доставляет нам это, казалось бы, столь ученое сочинение. В последней вариации радость рождает веселый смех. В ней перекликаются две народные песни:

Так старый Бах снова возвращается к Quodlibet, которым сколь охотно забавлялись его предки, собираясь вместе в день большого семейного торжества.

Из всех произведений композитора ни одно так не приближается к современному фортепианному стилю, как это. Предпоследнюю и предшествующую ей вариацию (всякий непредвзятый слушатель, даже по внешнему виду нот, отнес бы к последним фортепианным сочинениям Бетховена, если бы не знал, что авторство Баха бесспорно.

А.Швейцер. Иоганн Себастьян Бах. – М.: Музыка, 1965. – С.235-237

Партитура произведения на International Music Score Library Project (IMSLP)

танцевальные:

7, 10

19, 20

моторные:

5, 11, 11, 14, 17

20, 23, 26, 29

лирические центры:

13 (Dur)

25 (moll)

фугетты:

7

22